Персональный сайт педагога-психолога

Качева Елена Александровна

педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ "Детский сад № 15"

г. Саров Нижегородской области

Родителям на заметку

 

  • Игры для тревожных детей

     

    «ДОБРЫЙ ОСЬМИНОГ»

    Цель: развитие чувства эмпатии, умения работать в группе; снятие напряжения.

     Возраст: 6-7 лет.

    Источник:Шаповал И.А. Основы психолого-педагогической коррекции. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004.

     

     

    Ход: члены группы встают в круг и берутся за руки. Психолог тихо говорит: «Представьте себе, что мы с вами – один большой и добрый осьминог. Давайте прислушаемся к своему дыханию и дыханию соседей…. Давайте попробуем дышать одновременно». Психолог предлагает на каждый выдох всем сделать шаг вперед, а на каждый вдох  - шаг назад. То же самое предлагает выполнить, передвигаясь на два шага в каждую сторону.

    «Наш большой и добрый осьминог дышит, сжимая и разжимая свое теплое и мягкое тело. Мы послушаем, как бьется доброе и любящее сердце осьминога.» Для этого дети, отражая пульсацию сердца, одновременно сначала приседают на корточки, а затем встают.

    «ВИНЕГРЕТ»

    Цель: сплочение группы, создание эмоционально позитивных взаимоотношений; телесное контактирование.

    Возраст : 5-7 лет.

    Источник:Шаповал И.А. Основы психолого-педагогической коррекции. Оренбург: Издательство ОГПУ, 2004.

     

     

    Ход: для приготовления винегрета «берется тарелка» - половина детей берется за руки, образуя круг. Каждый из остальных участников выбирает какой-нибудь овощ, которым бы он хотел стать. Ведущий называет последовательно овощи, которые сразу попадают (входят) в тарелку и начинают «перемешиваться». Участники, изображающие тарелку, помогают: покачивают, осторожно подталкивают овощи, меняют расстояние между собой, то сокращая, то увеличивая его.

     

     

    «ВОЛШЕБНЫЙ  СТУЛ»  (вариант №1)

    Цель: развитие чувства эмпатии, умения работать в группе; снятие напряжения.

    Возраст:  5-7 лет.

    Источник:Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

     

     

    Ход:Кому-нибудь из детей кладется на плечо Грустинка или Обидка, он изображает соответствующего человека (с соответствующим эмоциональным состоянием) и садится на стульчик. А остальным детям дается задание придумать как можно больше ласковых и нежных слов, адресованных их товарищу. После этого дети по очереди подходят к волшебному стулу и, поглаживая сидящего на нем ребенка, говорят ему ласковые слова. Для примера первым игру начинает психолог.

     

     

    "ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ" (вариант №2)

    Автор: Шевцова И.В.

    Цель: способствовать повышению самооценки ребенка, улучшению взаимоотношений между детьми.

    Возраст:5-7 лет.

     

     

    Ход:в эту игру можно играть с группой детей на протяжении длительного времени. Предварительно взрослый должен узнать "историю" имени каждого ребенка — его происхождение, что оно означает. Кроме этого надо изготовить корону и "Волшебный стул" — он должен быть обязательно высоким. Взрослый проводит небольшую вступительную беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы (группа не должна быть более 5—6 человек), причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. На протяжении всего рассказа об его имени он сидит на троне в короне. В конце игры можно предложить детям придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные). Можно также по очереди рассказать что-то хорошее о короле.

     

     

     

     

    «ПРОНИКНОВЕНИЕ И ВЫХОД ИЗ КРУГА»

    Цель:  устранение страха замкнутого пространства; обеспечение  эмоциональной  разрядки - снятия напряжения;  развитие гибкости  в поведении,  способности быстро принимать решения.

    Возраст: 5-7 лет.

    Источник:Панфилова М.А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. – М: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

     

     

    Ход:Все дети встают в круг кроме одного, который ходит за кругом и пытается проникнуть в круг. Дети в кругу закрывают глаза и крепко держатся за руки, охраняя вход в круг. Они могут приседать, наклоняться, но не открывать глаза.  Если игрок за кругом проникает в круг, то хлопает в ладоши. Дети за кругом меняются в течение игры. Игра может измениться, когда по содержанию игрок не выпускается из круга. Круг из детей может быть движущимся.

     

     

     «СОСУЛЬКА» (упражнение)

    Цель: расслабить мышц рук.

    Возраст: 5 – 7 лет.

    Ход:"Ребята, я хочу загадать вам загадку:

    У нас под крышей 
    Белый гвоздь висит, 
    Солнце взойдет, 
    Гвоздь упадет.

    (В. Селиверстов)

    Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!"

    «ШАЛТАЙ - БОЛТАЙ» (упражнение)

    Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.

    Возраст: 5 -7 лет.

    Ход:"Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай".

    Шалтай-Болтай 
    Сидел на стене. 
    Шалтай-Болтай 
    Свалился во сне.

    (С. Маршак)

    Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз".

     

  • Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе

      Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

    ПОКАЖИ, КОГО НАЗОВУ

    Ход: Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья и т.д.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить: «Это Света. Скажи - Света». Игра повторяется.

    КТО ЭТО?

    Ход: Воспитатели просит ребенка назвать свое имя; сказать, как зовут того или иного малыша. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит малыша повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает сою речь жестами, дотрагиваясь ладонью до того, чье имя нужно назвать.

    СДЕЛАЙ КАК Я

    Ход: Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Сделай как я». Добивается, чтобы малыш повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Лиану, она хорошая девочка. Сделай как я»; «Я дала машинку Алеше. Сделай как я» и т.п.

    ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

    Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка, мяч.

    Ход: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (дети его рассматривают). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок, гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Айша с нами в группе». Дети по-возможности повторяют.

    ПАРОВОЗИК

    Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все - вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра повторяется.

    МЫ ХОРОШИЕ

    Ход: Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время занятий или других видов деятельности.

    СНЕЖИНКИ

    Ход: Воспитатель предлагает детям превратиться в снежинки. «Снежинки» летают по группе. По сигналу воспитателя превращаются в большой ком - подбегают к воспитателю и тесно прижимаются к нему.

    ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА

    Ход: Воспитатель говорит, что она будет иголочкой, а дети - ниточкой. Дети встают друг за другом за воспитателем и передвигаются по группе, повторяя все его движения, пока «ниточка» не запутывается в тесный клубок (дети тесно прижимаются к воспитателю).

     

  • Игры и упражнения, направленные на знакомство детей друг с другом, создание положительных эмоций, развитие эмпатии

     

    «Давайте поздороваемся»

    Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.

    Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.

    «Опиши друга»

    Цель: развитие наблюдательности и умения описывать внешние детали.

    Ход игры: упражнение выполняется в парах (одно­временно всеми участниками). Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребёнок точен.

    «Сижу, сижу на камушке»

    Цель: развитие эмпатии, умения выражать поддержку сверстнику.
    Ход игры: Игроки становятся в хоровод и поют, а один (или несколько) садятся на корточки в круг, накрыв голову платочком. Сижу, сижу на камушке,
    Сижу на горючем,

    А кто ж меня верно любит,

    А кто ж меня сменит,

    Меня сменит-переменит,

    Еще приголубит?

    После этих слов любой желающий может подойти и погладить сидящего в кругу по голове, обнять, сказать ласковые слова (приголубить). Затем он уже сам садится в круг и накрывает голову платочком. Его «голубит» следующий желающий.

  •   Игры, направленные на обучения способам выражения гнева в приемлемой форме
     

    «Маленькое привидение»

    (игра с правилами)

    Цель: научить в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев.

    Содержание. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».

     

    «Рубка дров»

    (игра с правилами)

    Цель: снизить эмоциональное напряжение, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

    Содержание. Скажите следующее: Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны, находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: «Ха!».

    Для проведения этой игры можно разбиться на пары и, попадая в определенный ритм, ударять по одной чурке по очереди.

     

    «Стаканчик для криков»

    (игровое упражнение)

    Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

    Оборудование: стаканчик.

    Содержание. Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.

     

    «Листок гнева»

    (игровое упражнение)

    Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

    Оборудование: лист бумаги, карандаш, мусорное ведро

    Содержание. Предложите ребенку представить, как выглядит его гнев: какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами, что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с гневом предложите ребенку разные способы выражения своих негативных эмоции: можно комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок не почувствует, что это чувство уменьшилось, и теперь он легко с ним справится. После этого попросите ребенка окончательно справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросить их в мусорное ведро. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться, и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем настроении.

     

    «Два барана»

    (игра с правилами)

    Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло.

    Содержание. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: «Рано-рано два барана повстречались на мосту». Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача – противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше.

    Можно издавать звуки «Бе-е-е». Необходимо соблюдать «технику безопасности», внимательно следить, чтобы «бараны» не расшибли себе лбы.

     

    «Жужа»

    (подвижная игра)

    Цель: учить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они обижают, не задумываясь об этом.

    Содержание. «Жужа» сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг нее, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до нее. «Жужа» терпит, но когда ей все это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за обидчиками, стараясь поймать того, кто обидел ее больше всех, он и будет «Жужей». Взрослый должен следить, чтобы «дразнилки» не были слишком обидными.

     

    «Тух-тиби-дух»

    (подвижная игра)

    Цель: снять негативное настроение и восстановить силы.

    Содержание. Педагог говорит детям: «Я сообщу вам по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас вы начнете ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из участников, посмотрите ему в глаза и трижды, сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». Затем продолжайте ходить по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем-либо и снова сердито-пресердито произнесите это волшебное слово. Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами». В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

     

    «Спящий кот»

    (подвижная игра)

    Цель: вызвать бодрое, устойчивое настроение, создать благоприятный климат группы, сплотить детский коллектив.

    Содержание. Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине комнаты, изображая спящего кота. Остальные дети - мыши - тихо на носочках обходят его со всех сторон. На сигнал ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом. Игра повторяется несколько раз.

    «Своя тень»

    (подвижная игра)

    Цель: формирование умения управлять своим поведением.

    Содержание. Дети делятся на пары, в каждой, из которой один ребенок играет сам себя, а другой - его тень. Тот, кто играет сам себя по сигналу бегает по кругу. Не далее чем в шаге от него бежит его «тень». Первый ребенок стремится уйти от преследователя («тени»), который старается от него не отстать. Первый ребенок может делать обманные остановки, замедлять или ускорять движения, путая свою «тень».

     

    «Ястреб»

    (русская народная игра)

    Цель: развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей в беге в различных направлениях,  построению парами.

    Содержание. Дети бросают меж собою жребий. Выбираемый по жребию представляет ястреба. Остальные дети берутся за руки и становятся парами, образуя несколько рядов.

    Впереди всех помещается ястреб, который может смотреть только вперед и не смеет оглядываться. По данному сигналу, пары внезапно отделяются друг от друга и бросаются бегом в различные стороны, в это время ястреб догоняет их, стараясь кого-нибудь поймать. Потерпевший, т. е. очутившийся в когтях ястреба, меняется с ним ролями.

    Варианты:

    Дети во время бега стремятся бросить в ястреба платок, если они попадают в него, он считается «заколдованным»  и из детей выбирается на его место другой.

     

  •   Пять шагов к успешной адаптации.

        

    Однажды, будучи взрослыми, мы вдруг возвращаемся назад во времени и снова переступаем порог детского сада — на этот раз уже не как маленькие девочки, а как взрослые люди, в качестве «мамы». Но так же, как и много лет назад, мы робеем перед воспитательницами и так же плачем, расставаясь у дверей садика с самым дорогим на свете существом — своим ребенком. О том, насколько тяжел период адаптации к детскому саду для малыша, написано много книг и статей. Но мне хотелось бы вкратце рассказать о том, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад, чтобы этот процесс был менее болезненным как для ребенка, так и для мамы. Для успешной адаптации к детскому саду необходимо всего 5 шагов:

    1 шаг – режим дня дома максимально приблизить к режиму детского сада. Это нужно в первую очередь для того, чтобы у ребенка потребность в еде и сне возникала в строго установленное время.

    2 шаг – обучить ребенка до начала посещения детского сада элементарным навыкам самообслуживания: одеваться, раздеваться, пить из кружки, есть ложкой, пользоваться горшком.

    3 шаг – необходимо избавиться от «вредных» привычек: отучить ребенка от соски (бутылочки), груди; отказаться от использования памперса.

    4 шаг - Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

    5 шаг - Не только малыш готовится к своему первому дню в новом коллективе. Мама тоже должна как следует подготовиться. Мамино сердце разрывается при звуках отчаянного плача ребенка. Особенно когда этот плач сопровождает ее каждое утро в течение нескольких недель и весь день звучит в памяти. Через это надо пройти, если вам действительно нужен садик, а иначе не стоит и начинать! Уходя — уходите. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.

  •  

    Самоизоляция – это «серьёзное испытание» или «хорошая возможность».

     

     

     

     

    На неопределённый срок семьи оказались практически запертыми в собственных квартирах. Сложнее всего, тем семьям, в которых есть дети. Взрослый человек может найти себе занятие, а вот ребенок вряд ли. Поэтому для родителей  самоизоляция кажется «серьёзным испытанием». Но я предлагаю вам посмотреть на эту ситуацию с другой стороны, самоизоляция – это отличная возможность для:

    1.     Совместного времяпрепровождения. Во время которого, вы с ребенком можете заняться очень полезным делом:

    ·        Лепкой из пластилина (Что лепить?)

    ·       Сделать аппликацию  (Как?)

    ·       Занятия по развивающим книжкам (например, "Школа семи гномов", "Проверяем знания дошкольника", Серия "Папка дошкольника", Серия "Рабочие тетради дошкольника" и многие другие)

    ·       Рисованием (Как нарисовать?)

    ·        Чтением (произведения С.Я. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, В. Сутеев, Н. Носов, Л. Толстой, В. Бианки, А.С. Пушкин, русские народные сказки и т.д.)

    ·        Поиграть с кинетическим песком.

    2.     Научить ребенка чему-то, что вызывает у него затруднения:

    ·        Научить элементарным навыкам самообслуживания таким, как:

    - для малышей - самостоятельно есть ложкой, мыть руки, пользоваться горшком, вытирать попу, самостоятельно одеваться  и т.д.

    - для детей постарше – застегивать пуговицы, завязывать шнурки, чистить зубы и т.д.

    ·        Заняться его развитием: научить считать, выучить цифры, буквы, научить читать, писать и т.д.

    Безусловно взрослый не может целый день заниматься с ребенком и развлекать его, у мамы и папы есть свои дела. Чем занять ребенка, пока родители заняты:

    ·        Конструктор

    ·        Мозаика

    ·        Пазлы

    ·        Раскраски

    ·        Игра «Золушка». Смешать горох и фасоль, дать две банки, пусть ребенок разбирает – тем самым очень поможет маме (мотивация), и сам будет занят делом (развивает мелкую моторику).

     

  • Детские страхи
     

     

    Что такое детские страхи: повод для серьезного беспокойства или просто детские капризы, выдумки детей в попытке обратить на себя внимание взрослых? Понять причины детских страхов – значит помочь нашим детям избавиться от них.

    Страхи появляются постепенно как результат развития интеллекта и воображения ребенка. В каждом возрасте наблюдаются «свои» страхи. В раннем возрасте дети пугаются незнакомых людей и обстановки; в младшем дошкольном возрасте – сказочных персонажей, одиночества, темноты; в старшем дошкольном возрасте – смерти, огня, животных, страшных снов и наказания. Это легко объяснить врожденным инстинктом самосохранения.

    Страхам особенно подвержены ранимые, чувствительные, повышенно самолюбивые дети. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но бывает, когда страхи накапливаются: ребенок растет, и страхи растут вместе ним. В результате возникают тики, навязчивые движения, заикание, энурез, плохой сон, раздражительность, агрессивность – вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодоленный детский страх. Чтобы помочь «маленькому трусишке», следует понять причины, повлекшие за собой появление страхов.

    Откуда же берутся страхи?

    Это могут быть:

    ·                Особенность родителей. Когда они сами многого боятся и не уверены в жизни.

    ·                Чрезмерная опека. Ребенку, растущему в тепличных условиях, трудно приспособиться в жизни без «защитного скафандра», и ему везде начинают мерещиться опасности.

    ·                Безразличие и невнимание к ребенку. Предоставленный самому себе, лишенный эмоционального принятия, ребенок многое понимает не так, а что-то не понимает вообще. Он начинает бояться всего подряд, поскольку живет в виртуальном мире, который сам себе нафантазировал.

    ·                Неблагополучная обстановка в семье. Это - конфликты между родственниками на глазах у детей, атмосфера недоверия и отчуждения между окружающими. Неполная семья также является фактором риска возникновения страхов у ребенка.

    ·                Суровые запреты и наказания. Если мы частенько кричим на ребенка, а он не в состоянии понять свою вину, постепенно в его душе зарождается враждебность к нам. Поскольку ему хотелось бы продолжать нас любить, он переносит свой страх на других людей, предметы или ситуации.

    ·                Травмирующий личный опыт. Неприятное событие, происшедшее с ребенком, сильный испуг. Например, ребенок, который упал с качелей, может бояться качаться на них всю жизнь.

    ·                Бесконтрольный просмотр телевизионных программ.

    Задача родителей - помочь ребенку справиться со страхами

    и почувствовать уверенность в себе!

    Взрослые ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Хорошо, когда родители (и в первую очередь папы) рассказывают сыновьям и дочкам о своих детских страхах. Это вселяет в малышей уверенность. Раз даже сильный и смелый папа в детстве боялся, а потом сумел преодолеть свой страх, значит, еще не все потеряно! Такие истории можно и придумывать, стараясь делать их смешными. Если же страхи зашли очень далеко, помочь ему может только специалист, который посоветует, как действовать в конкретном случае.

    Почти никогда не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах. Родители подчеркивают их достижения, радуются, что в доме есть такой помощник, даже если ребенок разбил тарелку – это к счастью!


     

     

  • Если в семье второй ребенок

    История взаимоотношений детей начинается с новости о том, что в их семьескоро появится кто-то еще: братик или сестренка. От того, как родители сообщат о братике или сестренке, будет зависеть отношение старшего ребенка к новорожденному. Кроме этого будет еще влиять отношение самих родителей к беременности. Если эта беременность долгожданная и родители испытывают положительные эмоции, то и эти же эмоции будет испытывать старший ребенок. А если родители будут испытывать тревогу и волнение в связи с изменившимися обстоятельствами (о будущем, о здоровье, финансовом положении, то и ребенок будет испытывать эмоциональное напряжение, порой даже не осознавая его причин.

    «У тебя будет братик (сестренка) …» - как сказать?

    Конечно же, это зависит от возраста ребенка. Если это ребенок до 5 лет, то рассказать можно на примере каких-либо родственников, знакомых. Можно сказать, что у мамы в животике находится малыш и когда он подрастет, то появится на свет. Срок появления можно связать со значимым событием, например с Новым годом, с его днем рождения или днем рождения какого-либо значимого взрослого, можно просто с наступлением лета и т. д. В 5-7 лет о младших братьях (сестрах) дети знают по опыту своих друзей.

    Очень хорошо, если еще до рождения в доме появится кукла, за которой мама и старший ребенок будут в игровой форме ухаживать.

    В семье появился второй ребенок.

    Сразу после рождения младенца для старшего ребенканачинается очень сложный период: он перестает быть «центром вселенной», теперь ему меньше уделяют внимания и как ему кажется, его перестают любить или любят меньше. Поэтому ребенок незамедлительно реагирует на сложившуюся ситуацию в семьеи делает это по-своему: он начинает капризничать, устраивать истерики, вредничать, многие мамы говорят «Ты ведёшь себя, как маленький…». А ведь все, что ему нужно – это внимание мамы и папы, их любовь и поддержка. Естественно у мамы много забот с новорожденным, но и про старшего ребенка она не должна забывать. Поэтому выходом из данной ситуации может быть привлечение старшего ребенка к уходу за младшим, но обязанности должны быть посильными для ребенка, в соответствии с его возможностями. Тогда и малыш под присмотром, и старший ребенок чувствует себя нужным. Но ребенку необходимо объяснить, что можно делать, а чего ни в коем случае нельзя. Будьте готовы к тому, что эти правила вы будете повторять по нескольку раз в день, прежде чем старший ребенок их усвоит.

    Нужно:

    • В течение дня выделять немного времени, посвященного только старшему ребенку.

    • Давайте ребенку возможность рассказывать близким и знакомым о достижениях, о развитии младшего ребенка, может быть о том, чему его научил старший.

    • Научите ребенкапросить вашего внимания: «Не могла бы ты со мной поиграть, когда малыш заснет» или «Не поиграешь ли ты со мной, пока с малышом сидит папа»

    • Принимать все чувства ребенка, даже ревность и ненависть, которые могут у него возникнуть. Вы должны быть к этому готовы, поэтому нужно поддержать ребенка и помочь ему выплеснуть негативные чувства и эмоции – рисовать, лепить, играть с песком и водой.

    Никогда не стоит:

    • Запрещать проявлять свои чувства и эмоции. Вы должны его поддержать,кроме вас этого никто не сделает: «Да, я понимаю, что сердишься (злишься, …). Потерпи немного, все будет хорошо.»

    • Заставлять ребенка делиться своими игрушками. Каждый ребенок имеет право на личную собственность и личное пространство.

    • Перегружать старшего ребенка ответственностью за младшего. Никогда не говорите «Это же твой брат (сестра, ты должен …»

    • Выделять кого-то из детей, сравнивать их между собой.

     

  • Консультация «Если ребенок сосет палец»

     

    Консультация «Если ребенок сосет палец»

    Для маленьких детей, особенно для детей младше двух лет это не является тревожным симптомом, и на это действие не нужно обращать слишком много внимания. А когда ребенок становится старше и продолжает сосать палец, это может перейти в привычку – «вредную привычку».

    Кроме того во-первых это не гигиенично, во-вторых сосание пальца значительно увеличивается риск зубных аномалий.

    Причина, почему ребенок сосет палец очень проста – ребенок таким образом успокаивает себя. Если ребенок, который сосет палец, страдает еще какими-то эмоциональными расстройствами, оставьте в покое палец и займитесь в первую очередь другими проблемами.

    Как предотвратить проблему.

    • По возможности охраняйте ребенка от стрессовых состояний, вызывающих потребность в успокоении.

     Если ребенок испытал стресс, выражайте максимум внимания его переживаниям и чувствам, помогите проговорить словами то, что он чувствует, переживает, что его пугает, беспокоит.

    • Предоставьте возможность для творческих работ – рисования, лепки, игры.

    • Предложите нарисовать то, что его беспокоит.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть.

    Все привычки, которые действуют на ребенка успокоительно, искоренить очень трудно. Важно иметь терпение и быть спокойно-последовательным.

    Когда ребенок начнет сосать палец, займите его чем-то другим, таким же «успокоительным» - предложите взять в руки большую мягкую игрушку, полежать на мягкой подушке, полистать книжку.

    Когда вы видите, что ребенку удается некоторое время не сосать палец,тихонько скажите ему: «Ты можешь по-настоящему гордиться собой потому, что можешь так долго держать палец подальше ото рта».

    Так как привычки – это чаще всего неосознанные действия, ребенок может даже не заметить, когда он взял палец в рот. Чтобы не смущать ребенка перед другими детьми замечаниями, договоритесь о каком-то условном знаке, который вы ему подадите, если увидите у него во рту палец.

     

  • Возрастные особенности детей 2-3 лет

     

  • Возрастные особенности детей 3-4 лет
  • Советы родителям будущих первоклассников

     

    Поступление в школу качественно изменяет жизнь ребенка. Дело не в том, что он начинает учиться. Учебная деятельность присутствует в жизни ребенка еще до школы, когда в ранние годы его учат писать, считать, читать, рисовать. Однако даже если он умеет все это делать, это не означает, что ребенок готов к обучению в школе. Самое главное, чем определяется такая готовность, - в какую деятельность включены все эти умения. Усвоение детьми знаний и навыков в дошкольном возрасте включено в игровую деятельность, и поэтому происходит по-другому, нежели в школе.

    Отсюда первое требование, которое надо учитывать при поступлении в первый класс, - никогда не следует измерять готовность к школе по формальному усвоению умений, таких как счет или письмо. Ребенок должен быть психологически готовым к какой-либо деятельности – это значит обладать такими психологическими способностями (а не конкретными навыками), которые позволят успешно осваивать эту деятельность.

    Какие же способности необходимы для того, чтобы первоклассник научился учиться?

    Это, во-первых, достаточный для данного возраста уровень познавательного развития. На момент поступления в 1-й класс ребенку нужно иметь хорошие показатели логического и творческого мышления, произвольного внимания, памяти, речи, знаний и представлений о мире. Необходим высокий уровень развития мелкой моторики руки, хорошие графические навыки.

    Во-вторых, первокласснику нужно умение работать по инструкции взрослого – произвольность. Ребенок должен делать не только то, к чему у него возникло импульсивное желание, а то, что требует от него ситуация. Первокласснику следует подчиняться не желаниям, а правилам. Без этого успешное обучение невозможно.

    В-третьих, условием успешного принятия учебной деятельности служит желание быть школьником и учиться – школьная мотивация. В норме в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте учебная мотивация и желание быть школьником (взрослым, серьезным, обладающим новыми правами и обязанностями и даже школьными принадлежностями) являются самыми сильными среди прочих мотивов.

    Наконец, необходимо умение адекватно и продуктивно сотрудничать с партнерами по учебной деятельности: учителем и одноклассниками, - социально-психологическая готовность к школе.

    Вот несколько советов, как можно помочь ребенку приспособиться к этим изменениям:

    1. Говорите о школе только хорошее. Обсуждайте с ребенком все то приятное и интересное, что происходит в школе. Рассказывайте ему о том, как интересно было учиться вам самим.

    2. Начните говорить о школе как можно раньше. Говорите о перспективе пойти в школу (или вернуться к занятиям после каникул) как о чем-то увлекательном и приятном.

    3. Будьте готовы к тому, что ваш ребенок обязательно подвергнется какому-либо стрессу, связанному со школой, контрольными, друзьями или учителями. С пониманием отнеситесь к тому, что ребенок расскажет вам о своем разочаровании. Если стресс, связанный со школой, очень силен или принимает хронический характер, обязательно обратитесь за помощью к профессионалам.

    4. Прислушивайтесь к тому, что ребенок рассказывает о школе. Иногда ребенку просто нужно поговорить о том, что происходит в его жизни. Будьте внимательны к ребенку, проявите сочувствие, окажите поддержку. Постарайтесь не сердиться и не осуждать ребенка, что бы он ни рассказывал.

    5. Посещайте школу, где учится ваш ребенок. Разузнайте все о распорядке школьного дня, о директоре и завуче и, естественно, об учителях, которые учат вашего ребенка. Обязательно поддерживайте переписку с учителями, посещайте родительские собрания.

    6. Хвалите ребенка за его достижения, а особенно – за попытки вести себя лучше и принимать верные решения. Отличный момент для того, чтоб отметить эти успехи, - семейный совет.

    7. Безусловно, принимать ребенка.

    8. Активно слушать его переживания и потребности.

    9. Бывать (читать, играть, заниматься) вместе.

    10. Не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется.

    11. Помогать, когда просит.

    12. Поддерживать успехи.

    13. Делиться своими чувствами (значит доверять).

    14. Конструктивно разрешать конфликты.

    15. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: Мне хорошо с тобой. Я рада тебя видеть. Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты Я по тебе соскучилась. Ты, конечно, справишься. Ты мой хороший.

    16. Обнимать не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.

    17. Уделять больше времени тому, чтобы хвалить и поощрять детей за хорошее и не сосредотачиваться исключительно на плохом.

     

     

     

  • Адаптация ребенка к ДОУ

     

    Адаптация это сложный и очень тяжелый для малыша процесс привыкания к новым, изменившимся условиям, которые значительно отличаются от домашних условий. Во-первых, с малышом нет рядом самого главного человека - мамы; во-вторых, ребенок оказывается в незнакомом месте и с незнакомым человеком. А это является стрессом для ребенка, который может повлиять на все системы детского организма. У малыша могут произойти сдвиги на всех уровнях и во всех системах. например, снова стали мокрыми штанишки, плохо ест, плохо спит, как будто разучился говорить т. д. Что же может сделать мама, чтобы облегчить процесс адаптации ребенка к детскому саду.

    Во-первых, режим дня дома максимально приблизить к режиму детского сада. Это для того, чтобы предложение воспитателя поесть, пойти погулять, пойти спать в определенное время не вызвало у ребенка негативных эмоций.

    Во-вторых, в выходные и праздничные дни не меняйте режим дня

    В-третьих, у ребенка должна быть удобная одежда и обувь. В силу своего возраста не каждый малыш сможет объяснить ощущение дискомфорта, связанное, например, с тугой резинкой на колготках или шортиках и т. д.

    В-четвертых, желательно обучить ребенка элементарным навыкам самообслуживания. в том числе познакомить ребенка с горшком.

    В-пятых, не отзывайтесь плохо о воспитателях в присутствии ребенка. Если вы говорите, что она плохая, то ребенок ни за что не пойдет к плохой тете.

    Еще одна рекомендация - желательно, чтобы во время адаптации ребенка приводил тот член семьи, к кому меньше ребенок привязан. Естественно ребенку будет легче расстаться с тем членом семьи, к кому он меньше привязан.

    Необходимое условие успешной адаптации - отказ от чувства вины. Не чувствуйте себя "чудовищем", уходя из сада под крики малыша. Как только вы уйдете, ребенок почти сразу успокоится. Сотрудники детского сада сделают все возможное, чтобы отвлечь малыша.

     

     

  • Как приучить ребенка к горшку

     

     

    Ребенок приобретает способность сознательно контролировать мочеиспускание и дефекацию примерно в двухлетнем возрасте. Конечно, к этому времени он уже наверняка "знаком" с горшком и знает, для чего этот предмет предназначен. Но если до сих пор "удачи" малыша в туалетных делах целиком и полностью являлись заслугой бдительных родителей, вовремя замечающих, что ребенок собирается эти самые дела совершать, то теперь, начиная с двух лет, он может следить за собой сам.

    Чего нельзя делать:

    - держать на горшке подолгу;

    - покупать "музыкальные горшки";

    - ругать за испачканные штаны;

    - придавать этим процедурам слишком большое значение, фиксировать внимание ребенка больше необходимого (в том числе и слишком уж бурно выражать восхищение его успехами).
    Для того чтобы ускорить процесс осознания и обучения, предоставьте малышу возможность хотя бы какое-то время каждый день путешествовать по дому без одежки. Тогда у него будет возможность увидеть и понять, что мокрые штанишки "случаются" не сами по себе, - он будет знакомиться с работой собственного тела. Кстати, о мокрых штанишках: примерно к полутора годам, а зачастую и намного раньше, малыши сами начинают очень бурно переживать по этому поводу. Мокрые штаны не доставляют никакой радости, поэтому у вас нет нужды еще и делать ребенку замечание или тем более ругать его.

    Наблюдайте за ребенком. Обычно по некоторым признакам можно заметить, что у него созрела некая потребность, и в это время имеет смысл предложить ему горшок. Не настаивайте, не заставляйте - просто предложите, объяснив, что тогда штанишки останутся сухими и чистыми. Не забывайте предлагать ребенку горшок перед дневным и ночным сном.

     


  •  Рекомендации родителям первоклассников по формированию внутренней позиции школьника у ребенка.

     

     

    Внутренняя позиция школьника (ВПШ) – основа готовности ребенка к школе. Сформированная ВПШ – это, когда ребенок относится к поступлению в школу или к пребыванию в ней, как к совершенно естественному и обязательному событию. Ребенок стремится быть школьником, выполнять правила поведения школьника, иметь его права и его обязанности.

    Формирование ВПШ начинается еще в дошкольном возрасте (н-р, сюжетно – ролевые игры). Важно, чтобы у ребенка было достаточно информации о школе, именно положительной. А с приходом в школу формирование ВП продолжается.

    Доказано, что готовность к школе проявляется не только в умении читать, писать, считать. Готовность к школе проявляется:

    - в способности СЛУШАТЬ и ПОНИМАТЬ ВЗРОСЛОГО, выполнять его указания;

    - в способности ОРГАНИЗОВЫВАТЬ и КОНТРОЛИРОВАТЬ свои действия;

    - в умении ОБЩАТЬСЯ со сверстниками;

    - в способности на достаточном уровне СОСРЕДОТАЧИВАТЬ внимание, воспринимать материал, запоминать сложную информацию

    В формировании ВПШ важную роль играет и мотивация учения. Желание учиться будет повышаться только при укрепления собственно умения учиться: устранять пробелы в знаниях, выполнять действия по инструкции, важно формировать привычку слушать и выполнять четкие указания взрослого. Просите у ребенка повторить данную ему инструкцию.

    В первые 2-3 месяца преобладает игровой мотив учения, у некоторых позиционный или социальный, и только потом возникает учебный. Конечно, надо поощрять ребенка, но похвала должна быть заслуженной, она стимулирует первоклассника, только когда задание ощущается как трудное.

    И еще один очень важный совет – соотносите свои ожидания относительно успехов ребенка с его реальными возможностями.

    Уважаемые родители, помните, что помогая первокласснику формировать ВНУТРЕННЮ ПОЗИЦИЮ ШКОЛЬНИКА, вы вносите огромный вклад в дальнейшее успешное обучение, развитие своего ребенка. Имея сформированную внутреннюю позицию, ребенок сам с интересом и желание будет учиться, расти как личность.

     

     

  •  Если ребёнок бьётся головой.

     

     

    Для того чтобы понять, как реагировать на  это, давайте сначала разберёмся, почему у детей в маленьком возрасте возможна такая бурная реакция на отказ или запрет. Любое отклонение от задуманного детьми маленького возраста воспринимается очень категорично, они не в состоянии отходить от задуманного из-за слабо развитой нервной системы. Это примерно так же, когда взрослый наметил для себя жизненно важные дела, но по каким-то обстоятельствам не может их сделать, тоже порой теряется и не знает, как жить дальше. Так вот, у детей в разы больше, они не могут с этим справиться, им это не позволяет сделать их развитие, и их вины в этом нет. Они учатся на это реагировать и достигать своей цели. Битьё головой об предметы - один из методов достижения цели, который, кстати, показывает их логическое мышление. «Когда мне больно, меня жалеют», «идут навстречу» и, в итоге, разрешают желаемое.

    Как же на это реагировать?

    Всё зависит от того, в каком состоянии ребёнок стал биться головой. Если сразу, как только отказали или запретили, то дайте ему побиться, как бы это странно не звучало. Желательно выйти из комнаты, так как для него важны «зрители», если их нет, то и его действия бессмысленны, как только он поймёт - перестанет. Ласково спросите, «Больно ли ему?», пожалейте и скажите «Давай больше так не делать, головке больно», и тут же переключите внимание.

                Если же битьё головой это финальный аккорд в истерике, когда уже дыхательные спазмы идут, то ребёнок скорее всего находится в аффективном состоянии и ребёнку надо помочь выйти из него. Обнимите его. Он будет вырываться, держите его крепко, но так чтобы не причинить боль и шепчите на ушко что-то доброе, вспомните, как ходили в парк и т. д., задавайте вопросы, но не ждите ответов. Это надо для того, чтобы втянуть в разговор и переключить внимание.

           Помните, что ребёнок очень быстро впадает в аффективное состояние из-за отсутствия, либо малого количества миелина в мозге и поэтому раздражение одного участка мозга передаётся быстро на остальные. В этом нет его вины, так устроен детский организм и ругать, бить за это уж точно нельзя. В этот период надо учить ребёнка реагировать правильно на запреты и отказ. И когда их нервная система сформируется лучше, он будет реагировать так, как Вы его научили.

    Что с этим делать?

             Во-первых, старайтесь по возможности не делать прямых запретов. Ребёнок их не понимает, он не понимает, что утюг может обжечь, нож порезать, лекарство отравить. Это понимаете Вы, но не он. Ребёнок же воспринимает запрет, как ограничение своей свободы. Отсюда протест, который выражается в уже сформированной невротической реакции.  

            Во-вторых, старайтесь все опасные предметы размещать вне досягаемости их ребёнком.

            Третье -  в отношении желания погулять, посмотреть ещё телевизор, и вообще любых капризов – старайтесь «договориться» с ним без прямых запретов и отказов. Если «договоры» не действуют - не наказывайте его, но и не жалейте, когда он в очередной раз начнёт биться головой. Чем меньше Вы будете обращать на него внимание  в этот момент, тем быстрее пройдёт это стуканье. Через некоторое время он поймёт, что это неэффективная стратегия достижения желаемого и прекратит её. Наилучший способ договориться – подмена одного желаемого другим. К примеру, если ребёнок собрался погулять на улицу в 23:00 и уже готовиться устроить истерику по этому поводу – не кричите, постарайтесь спокойно объяснить, что уже поздно, что все детки уже спят, и если он согласиться подождать с прогулкой до завтрашнего утра, то сейчас Вы ему дадите конфету, шоколадку, или поиграть с любимой игрушкой, послушать любимую музыку и т. д.

     

  • Развиваем память у дошкольников

     

    Развиваем память у дошкольников.

    Ни для кого не секрет, что ведущей деятельностью дошкольника является – игра. И сейчас я вам расскажу, как можно совместить приятное с полезным. Можно поиграть с ребенком, при этом развивая его память.

    Игры на развитие памяти.

    Память прекрасно развивает игра «Чего не стало?».

    На столик ставятся несколько предметов, игрушек. Ребенок внимательно смотрит на них 1-2 минуты, а затем отворачивается или закрывает глаза. В этот момент взрослый убирает один из предметов. Задача ребенка – вспомнить, какого предмета не хватает. Эта игра имеет и другой вариант. Ребенку надо запомнить месторасположение игрушки среди других, а после того как взрослый за ширмой нарушит этот порядок, вернуть ее на прежнее место.

    Возможна и обратная версия – игра «Кто к нам пришел», когда взрослый не убирает, а добавляет предмет или несколько предметов за ширмой.

    Еще одна игра на запоминание – «Ящик». Ящик составляется из небольших коробочек, которые ставятся попарно и склеиваются между собой. Их количество постепенно увеличивается. В одну из них на глазах у ребенка прячут предмет, после чего ящик на некоторое время закрывается экраном. Затем ребенку предлагают найти ящик, в котором спрятан предмет.

    Слуховую память дошкольников развивает игра «Чудесные слова». Необходимо подобрать 20 слов,связанных между собой по смыслу: должно получиться 10 пар,например: еда – ложка, лицо – нос, окно – дверь. Эти слова читаются ребенку 3 раза, причем пары интонационно выделяются. Через некоторое время ребенку повторяют только первые слова пар, а вторые он должен вспомнить.

    Кроме этого есть замечательная игра на слуховую память, в которую можно играть с целой группой дошкольников. Она называется «Я купила в магазине». Игра построена по принципу снежного кома. Первый ребенок говорит, что купил в магазине, например молоко, второй ребенок повторяет молоко и говорит, что купил он, третий повторяет что купили его предыдущие товарищи и говорит, что купил он и т. д. Можно эту игру видоизменять и играть вдвоём - это может быть игра «Салат», «Чудесный мешочек». Например, вы говорите я положу в мешочек мячик, ребенок повторяет и тоже что-то кладет в мешочек, затем снова вы и так по очереди, пока один из вас не собьется.

     

  • Капризы у детей
     

    Даже самые мягкие, самые послушные, самые спокойные дети иногда капризничают. И делают это в любом возрасте.

    Капризы – это бурные проявления гнева и злости, когда ребёнок кричит, плачет, топает ногами, катается по полу, швыряет вещи, пинается, кусается, царапается и даже пытается сделать больно самому себе. Подобные сцены происходят с разной интенсивностью и продолжительностью. Важно разграничивать такие понятия,  как капризы и упрямство.

     


    Чем болезненнее ребёнок воспринимает отказ ему в чём-либо, тем более он склонен к капризам. Нередко бывает, что родители твёрдо противостоят желанию ребёнка. Но если малышу всё  же удалось добиться своего с помощью каприза, он будет прибегать к этому способу всё чаще и чаще.

    Иными словами, наша неверная реакция на капризы – наиболее частая причина, из-за которой они проявляются.

    Прежде чем применять какие-то исправительные меры, нужно осознать, что капризы тормозят развитие ребёнка. Причём это правило не имеет исключений.

    Как же нужно лечить капризы?

     

    1. Как только ребёнок начинает капризничать, откройте ему свои объятия, уверьте в своей любви и постарайтесь отвлечь его от каприза, который так взбудоражил его. Однако не вознаграждайте малыша ничем.
    2. Если вам не удалось это сделать, оставьте ребёнка в покое, не обращайте на него внимания. Дайте ему отвести душу, но не принимайте в этом участия.  Его гнев – это в какой-то мере лишь попытка убедить вас и весь мир, что у него «жестокая» мать.
    3. Самые эффективные способы лечения капризов – те, которые «разоружают» ребёнка, вынуждают понять, что вы никогда не отнесётесь всерьёз к его причудам. Оставайтесь спокойными и равнодушными к его поведению, что бы он ни делал. Не придавайте значения чувству неловкости и растерянности, которые обычно возникают при этом, потому что ваши связи с ребёнком гораздо важнее. Если ребёнок капризничает в многолюдном магазине или в каком-нибудь другом месте, где вы не хотели бы ударить в грязь лицом, вынесите его оттуда на руках, и пусть он поплачет на воле сколько ему угодно.

     

    Первые капризы чаще всего начинаются дома. Так что если вы справитесь с первым капризом, то легко избежите его повторения в общественном месте. Помните, гораздо легче осилить первый или шестой по счёту каприз, нежели сотый или двухсотый. Действуйте разумно с самого начала, и тогда вам не придётся долго страдать.

    Когда буря утихнет, поговорите с ребёнком ласково. Расскажите ему, как вас огорчило, что он бушевал из-за сущего пустяка. Выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше, но сообщите ему также: все дети иногда поступают подобным образом – поскольку каприз может повториться. Уверьте ребёнка в том, что вы его всё равно любите и убеждены: он никогда больше не станет вести себя плохо, даже если что-то будет не так, как ему хочется. Подобный разговор с малышом необходим, чтобы у него не возникло чувства вины, как это нередко случается после бурных всплесков гнева.

    Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому следует избегать ярко выраженного недовольства и неодобрения после того, как капризное поведение закончится и ребёнок успокоится. Вместо этого лучше напомнить ему, что  он достаточно наказал самого себя, и  покажите, что вы любите его, хотя его поведение и не было похвальным.

  • Развитие интеллектуальных способностей у детей
     

    РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

    Под интеллектом принято понимать не только сумму умственных способностей, но и их направленность (умение эти способности продемонстрировать). Иногда бывает, что ребенок знает правильный ответ, но молчит – по причине собственной неуверенности и застенчивости, в знак протеста или просто не видит смысла в том, чтобы давать ответ.

     


    Уже к середине ХХ века в обществе насчитывалось множество теорий об умственном развитии детей, не достигших школьного возраста. Одни теории прославляют раннее развитие, когда ребенку чуть ли не с колыбели показывают карточки с изображением объектов из различных областей культуры и науки. Путем многократного повторения таких демонстраций с четкой трансляцией названий объектов ребенку даются знания из многих сфер человеческой деятельности. По другим теориям, ребенка, по крайней мере до смены у него молочных зубов, не рекомендуется нагружать излишней информацией. Судить, кто из приверженцев данных теорий прав и кто из них может похвастаться наилучшими результатами, – не наша задача.

    Наша цель – сделать так, чтобы ребенку, покидающему детский сад, было легче и интереснее в дальнейшем жить и учиться. Что же необходимо для того, чтобы дошкольное детство запомнилось ребенку как один из прекрасных этапов его жизненного пути?

     

    Прежде всего семья влияет на ребенка. Ее жизненный уклад, приоритеты и ценности усваиваются им с детства. Поэтому очень важно, чтобы родители дошкольников понимали: их действия значат больше, чем действия педагогов.

    ОСНОВНЫЕ ПУНКТЫ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ,

    НА КОТОРЫЕ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ

    1.      Желательно, чтобы старший дошкольник был хорошо информирован в области простых знаний. Он должен знать названия: времен года, города, в котором живет, как зовут его родителей и т. п.

    2.      Чтобы ребенок знал основное, чтобы расширилась сфера его информативности о мире, надо чаще разговаривать с ним, читать ему книги, водить в музеи, театры и просто гулять по улицам.

    3.      Чтобы понять, хорошо ли ваш ребенок усвоил полученные знания, спрашивайте его о том, как надо поступить в той или иной ситуации.

    4.      Старайтесь, чтобы ребенок самостоятельно справлялся там, где ваша помощь будет излишней. Ведь, если он приобретет больше самостоятельности и научится выходить без помощи взрослых из положений, которые не представляют риск для здоровья и жизни его и окружающих, он таким образом научится строить свои умозаключения, основываясь на собственном опыте.

    5.       Хорошо, если ребенок постепенно знакомится с числами. Для этого нужно иметь в доме кубики с цифрами, математическое лото или пособия и предметы, которые позволят оперировать ему в дальнейшем математическим материалом. Играя с ребенком в домино или мозаику, на которых изображены цифры, называя ему их числовые значения, вы постепенно приучите ребенка к этим изображениям.

    6.       Самое основное, на что обращают внимание специалисты, – это умение ребенка обобщать. Способность обобщать, классифицировать и сравнивать помогает развивать игра «Четвертый – лишний». Для тренировки этих умений можно использовать предметы, находящиеся у вас в данный момент под рукой. Например, на столе лежат помидор, яблоко, огурец и редиска. Что лишнее в этом ряду, зависит от признака, на основе которого вы будете обобщать. Если это вид, то лишнее яблоко, т. к. оно единственное является фруктом; а если форма, то огурец, ведь он продолговатый, а все остальное – круглое.

    7.       Следует развивать и словарный запас ребенка, который часто, к удивлению родителей, при обследовании оказывается у него весьма скудным. Раскрыть смысл слова, объяснить функцию предмета, основываясь не на жестах, а только при помощи слов часто ребенку бывает затруднительно. Объяснить, поправить, переспросить, уточнить – вот что требуется от родителей. Можно просто рассказывать ребенку что-то из своего детства, из истории семьи, страны – и он будет учиться выражать и свои мысли тоже. А для начала можно предложить ему игру-загадку «Что за предмет»? Не называя предмет, нужно рассказать ребенку, с какой целью он может быть использован, как он выглядит. Когда ребенок отгадает предмет, меняйтесь ролями. Теперь он загадывает, а вы долго не можете отгадать. В такой провокации с вашей стороны активизируется мозг ребенка. Он подыскивает новые слова, эпитеты, определения, глаголы. Меняться ролями необходимо для того, чтобы ребенку не наскучила роль испытуемого.

    8.       Очень важный процесс – память. От ее объема зависит очень многое. Память бывает долговременная и кратковременная. И ту и другую можно тренировать. Не секрет, что развивать лучше не механическое запоминание. От пустых повторений проку не будет, наоборот, пострадает еще и мышление. Развивать необходимо ассоциативную, образную и тактильную память. Это можно делать, используя различные «зацепки» для лучшего запоминания. Например, в иллюстрированной книге, где одна картинка немного отличается от другой, легче будет найти различия, если, рассматривая первую картинку, мысленно как бы дотронуться до каждого предмета, изображенного на ней.

    9.       Внимание – это не только важный психический процесс, но и фон, на котором протекает развитие всех психических процессов. Если у ребенка недостаточный объем внимания или слабая переключаемость, если он не может сконцентрироваться или правильно распределить свое внимание, страдать будет вся интеллектуальная сфера. Поэтому полезно ребенку в дошкольном возрасте предлагать подмечать перемены, происшедшие в природе, на улице, возле дома или детского сада. Дома или в гостях, когда много народу, всем можно раздать мягкие игрушки (не более семи-восьми). Ребенок встает в центр круга и старается запомнить, у кого какая игрушка. Затем он закрывает глаза, а в это время кто-то меняется игрушками. Когда ребенок откроет глаза, ему нужно назвать, кто и какими игрушками поменялся.

    10.    Среди книг для малышей стоит поискать «Рассказы в картинках». У ребенка формируются причинно-следственные связи, когда он последовательно, картинку за картинкой рассматривает целый рассказ. Рассказы о животных и птицах способствуют развитию у детей и чувства юмора. Это гораздо полезнее, чем смотреть мультфильмы, ведь здесь ребенок вынужден сам связывать кадры воедино. Он становится соавтором мультфильма, созданного в собственном воображении.

    11.    Мышление – самый фундаментальный процесс психики. Логическое мышление у современных детей развито лучше других психических процессов. Способность к анализу и синтезу, умение вычленять главное развивает индустрия всех развлекательных и развивающих игр и пособий. Разнообразные конструкторы, кубики, лабиринты и головоломки направлены на развитие у детей способности к конструированию. Интенсивность развития мышления состоит в последовательности и постепенном усложнении задачи. Чтобы ребенку понравился какой-либо вид деятельности, необходимо, чтобы возникла ситуация успеха. А успех возможен, если у ребенка получилось то или иное задание. Значит, сначала ему следует предлагать более легкий материал, затем, спустя какое-то время, более сложный и т. д.

    12.    Учителя в начальной школе часто сетуют на то, что многие дети не справляются с заданиями на уроках труда. Одни не владеют ножницами, другие кисточкой, третьи мучаются с пластилином. Уровень развития мелкой моторики детей оставляет желать лучшего. Вместо простых предметов родители сразу предлагают детям учиться работать на компьютере. К сожалению, тенденция такова, что хороший почерк с появлением компьютера становится атавизмом. Но от развития мелкой моторики зависит не только качество почерка. Развитие тонких движений пальцев рук напрямую связано с речью. Центр, отвечающий за двигательную активность пальцев рук, непосредственно связан с центром, отвечающим за наш артикуляционный аппарат. Кроме того, доказано, что чем лучше человек владеет руками, и в частности пальцами, тем он менее тревожен и более самодостаточен. Поэтому не следует пренебрегать лепкой из пластилина и различными пособиями со шнуровкой.

     

     

     

  • Кризис 3-х лет
     

    «Кризис трех лет»

     


    К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, растерянности и некоторого раздражения. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребенка психический процесс: это первое яркое выражение своего «Я», это его попытка самостоятельно отдалиться от матери, удлинить психологическую пуповину, научиться многое делать самому и как – то решать свои проблемы. Без психологического отделения от родителей ребенку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.


    Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года – двух) периоду в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1 год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длинных и спокойных - стабильных и более коротких, бурных – критических, то есть кризисы – это переходы между стабильными периодами.

     

    Взрослые способны понять, что с ними происходит, зная закономерности личностного развития. Родители не должны пугаться остроты протекания кризисов, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребенка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей. И, наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребенка не произошло соответствующих изменений.

    Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов. Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявление кризиса? Как помочь ребенку выйти из него, не внося в душу негативные качества: ведь упрямства – это крайняя степень проявления воли, необходимого для ребенка качества; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущение своего «Я», эгоизм – в здоровом виде чувство «самостоятельности», собственное достоинство; агрессивность – крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, то есть необходимых для выживания в обществе качеств. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закрепления их крайних проявлений.

    Что необходимо знать воспитателям и родителям о детском упрямстве и капризности:

    Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;

    Как правило, фаза эта заканчивается к 3.5 – 4 годам (случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная);

    Пик упрямства приходится на 2.5 – 3 года жизни;

    Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.

    Девочки капризничают чаще, чем мальчики.

    В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день (у некоторых – до 19 раз);

    Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятнее всего речь идет о «фиксированном» упрямстве, истеричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.

    Что могут сделать родители:

    Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как необходимость.

    Во время приступа упрямства оставайтесь рядом, дайте ребенку почувствовать, что вы его понимаете.

    Не пытайтесь во время приступа что – то внушать ребенку. Это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее будоражат.

    Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-я-яй!». Ребенку только это и нужно.

    Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.

    Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка, книжка, штучка!», «А что это за окном ворона делает?» - подобные маневры заинтересуют и отвлекут.

    Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

  • Упрямство
     

    Это периодически бывает с каждым ребёнком, когда они отвергают все авторитеты, и ни в какую не хотят слушаться старших. Самое сложное в этой проблеме – это наша реакция на упрямство детей, на этот своеобразный вызов. Упрямство так удивляет и обижает нас, мы настолько поражены собственным бессилием, что легко выходим из равновесия и начинаем вести себя неправильно. Обычно мы пытаемся вновь утвердить свой авторитет таким сильным нажимом на ребёнка, обрушивая на него столь мощный гнев, что теряем престиж окончательно, даже если вынуждаем малыша подчиниться нам. В других случаях мы делаем вид, будто нас нисколько не волнует его упрямство, и начинаем пренебрегать ребёнком, т. е. попросту отвергаем его.

    Вот две причины, по которым оба способа так вести себя обречены на провал. Во-первых, длительность и интенсивность упрямства ребёнка внутренне связаны. Во-вторых, родители, несмотря на всю твёрдость, с которой выражают свою волю, далеко не всегда могут убедить детей в своей правоте. Чем сильнее мы пытаемся повлиять на ребёнка, том больше он начинает игнорировать наш авторитет.

    В таких случаях говорить с ребёнком надо твёрдо, не взрываясь от гнева, не обнаруживая своё плохое настроение. Твёрдость иной раз может быть полезнее ласки. Не следует также и впадать в другую крайность – не надо изображать из себя святого, чтобы ребёнок, готовый согласиться с наше точкой зрения, не почувствовал себя униженным.

    Итак, решительность, с какой мы защищаем нашу позицию в общении с упрямым ребёнком, более эффективна, чем принуждение. При этом мы не только демонстрируем ему лучшую норму поведения, которой он может подражать с пользой для себя, но исключаем и появление у него чувства вины, часто возникающего после наших вспышек гнева. Как это ни трудно, иногда нужно попытаться отложить решение какой-нибудь спорной проблемы на день или два, либо привлечь к её решению друзей. Другими словами, практика контроля над собой – лучший способ научить самоконтролю детей.

    Упрямство бывает: врождённым, ситуативным и возрастным.

     Врождённое упрямство. Это свойство темперамента или знака зодиака. Одни дети рождаются упрямыми, другие - гибкими и податливыми. «Упрямые» знаки зодиака – это Телец, Скорпион, Козерог. Например, малыш может отказаться надевать колготы коричневого или чёрного цвета, потому что ему эти цвета не нравятся. И не наденет. Если вы думаете, что достаточно накричать, пригрозить наказанием, то очень скоро убедитесь, что все стандартные родительские приёмы бесполезны, или, ещё хуже, достигают обратного результата.

     Ситуативное упрямство – бывает у всех детей. Вдруг ни с того ни с сего ребёнок начинает упрямиться. Во-первых, нужно разобраться, что изменилось, что могло стать причиной. Это мог быть и скандал, и переезд на новое место, и отъезд одного из родителей. Как выходить из ситуации, исходя из причины, подскажет воображение. Пример: Женечка 2,5 лет наотрез отказалась собирать волосы в хвостики резинками. Причина оказалась следующая. Девочке купили коляску, и она собиралась пойти гулять  с этой коляской и с куклой, как мама, а мамы, по её убеждению, не делают себе хвостиков наверх, как маленькие девочки.  Исходя из этого, можно попытаться объяснить, что мамы иногда делают себе такую причёску, можно поддержать ребёнка, сказав: «Я и сама в детстве хвостики не любила». А можно сделать  эти хвостики не наверх, а вниз, как носят взрослые тёти. Можно включить в игру кукол. Всё зависит от вашего воображения и способности стереть старую информацию, заменив её новоё. Это всегда лучше, чем кричать, топать ногами, или угрожать.

    Возрастное упрямство - ребёнок противоречит не только маме, но и себе.

    Этот возраст обычно наступает в 2,5 – 3 года, когда ребёнок хочет делать так, как он решил сейчас, хотя, возможно, потом и передумает.

    Со стороны может показаться, что ребёнок бунтует против самого себя, как будто он хочет сбросить ярмо «старого себя», хотя в это время никто на него и не давит, кроме собственной воли.

    В это время у ребёнка начинает возникать «самость», стремление всё сделать самостоятельно, но, так как он ещё многого не умеет, проявляется внутреннее напряжение.

     При проявлении упрямства необходимо помнить, что ребёнок, как и взрослый, имеет право на собственную точку зрения, привычки и мнение об окружающих, а также сердиться и быть не в настроении, распоряжаться своими игрушками и вещами. Никто не может заставить его есть то, что он не любит, проводить время так, как ему не хочется. Он сам решает, когда ему играть, рисовать, собирать конструктор и т. д.

    Главный секрет воспитания в том, чтобы упрямство превратить в настойчивость.

    Настойчивость проявляется тогда, когда ребёнок хочет получить что-то и говорит об этом, просит и добивается выполнения своей просьбы. Упрямство чаще всего неразумно, а вот настойчивость – это достижение разумной, нужной и полезной для ребёнка и окружающих цели.

    Чтобы упрямство не превратилось в черту характера, не нужно запрещать малышу упрямиться. Рано или поздно это ребёнку надоест, и упрекать его не нужно. А вот за настойчивость надо обязательно похвалить.

    Шпаргалка

    1. Не демонстрируйте свою обеспокоенность упрямством малыша. Сделайте вид, что вы заняты своими делами или беседой.
    2. Проследите за тем, как долго малыш может упрямиться и одновременно капризничать.
    3. Будьте рядом с малышом, дайте ему понять, что вы не ругаете и не осуждаете его, а понимаете его упрямство.
    4. Ничего не говорите, не внушайте и не воспитывайте малыша в такие минуты. Во-первых, это бесполезно. А во-вторых, ребёнок и сам не рад тому, что приступ упрямства затянулся, он устал, а уступить, прекратить не может.
    5. Шлепки, применение силы не помогут при упрямстве: они только сильнее взбудоражат ребёнка.
    6. Упрямство, как и капризность, требует зрителей, а если их нет, пропадает всякий интерес. Поэтому не пытайтесь привлечь общественное мнение к осуждению своего упрямца. Этим вы добьётесь только противоположного эффекта.
    7. Постарайтесь схитрить, переключить внимание ребёнка на новые переживания: «Что это там делает кошка?» или «Давай покажу, что у меня есть для тебя».

     Немного самоанализа:

    1. Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь, не упрямы ли Вы сами. Достаточно ли у Вас гибкости и воображения, чтобы переключить упрямство ребенка на что-то захватывающее и интересное для него, соответствующее тому полусказочному миру, в котором он живет?
    2. Умеете ли Вы отличать оттенки отношений, опираясь на темперамент ребенка, или Вам необходимо только беспре­кословное послушание его? Проанализируйте свое поведение по отношению к малышу. Не унижаете ли Вы его?
    3. Обвиняя своего ребенка в упрямстве, задумайтесь на минутку: нет ли Вашей вины в этом? Не разряжаетесь ли Вы на нем, не скрывая своего раздражения, помня лишь об обязанностях его и забывая о правах? Вспомните, желанным ли был он? А если вдруг нет... 
    4. Упрям ли он на самом деле или просто жертва конфликта, потому что. когда конфликты в семье постоянны и родители все свое время на поле боя друг с другом, ребенок невольно впитывает их дух. Он подражает папе и маме, — что здесь плохого, ведь негативная атмосфера  — обычное состояние семьи. Когда как будто Вы ни в чем не виноваты, а послекризисный «дух противоречия» у Вашего ребенка все нарастает и нарастает, волнуя очень и беспокоя его самого. Ни в коем случае не ругайте малыша.
    5. Задумайтесь, что мучает его. Такое поведение обычно сопровождает длительный, неразрешимый для ребенка эмоциональный стресс. Ищите — где источник стресса? Ведь если стресс не прекратится, — то это путь к неврозу.

     

    Учтите, что, когда такой ребенок возбужден и непосед­лив, неугомонен и не доводит начатое дело до конца лишь только потому, что он не может из-за возникшей неустой­чивости внимания, то Ваши замечания, которым ой все равно не в силах следовать, еще сильнее перевозбуждают его и делают упрямым без предела.  Не объявляйте войну упрям­ству, а лучше посоветуйтесь с врачом и постарайтесь сде­лать все возможное, чтобы найти малейший повод для похвалы упрямца.

    Иначе говоря, чтобы упрямство не осложняло Вашу жизнь и жизнь Вашего ребенка, не создавайте себе искус­ственных проблем. Остановитесь на мгновение и вспом­ните себя, каким Вы были в детстве.

    Не спорьте с ребенком и не ссорьтесь с ним. К примеру, Ваша малышка из самых-самых добрых побуждений реши­ла сделать Вам сюрприз: стоит и моет после еды свою посуду: разбила тарелку, взяла чашку. Вы, полные негодо­вания, требуете прекратить такое мытье. Но если Вы требуете прекратить и это запрещено, она продолжает мытье уже с удвоенной энергией, как будто бы Вам «назло», и только потому, что в этом возрасте у всех малышей повышенный интерес к тому, что «нельзя».

    Поймите ребенка и проявите чуткость. Превратите мытье в игру и домойте посуду вдвоем, подчеркивая, что дочка Вам очень и очень помогла. Но ей надо еще немножечко вырасти, чтобы стать главной помощницей в доме. Пусть она больше не расстраивается из-за разбитой тарел­ки, ей надо лишь будет чуть-чуть подождать, когда придет время, и тарелки не будут выскальзывать из ее рук.

    В тех случаях, когда нет реальных поводов для упрямства и «дух противоречия» беспричинен, а Ваш малыш не чувствует в этом своей вины и даже агрессивен, обязатель­но покажите его врачу.

    Помните, что упрямство может быть проявлением не только возрастных особенностей ребенка, но и свидетель­ствовать о заболевании малыша.

     

  • Стеснительный и замкнутый ребенок
     

    Стеснительный и замкнутый ребенок: одобрение и подбадривание.

    Эта черта характера может сохраняться у человека всю жизнь, и люди обычно говорят о ней с болью и горечью. Одна из причин этого явления – низкая самооценка. Ребенку кажется, что над ним будут смеяться, что его не примут другие, что он хуже всех.

    Чем раньше родители и воспитатели обратят на это внимание, чем раньше они будут работать над отношением ребенка к самому себе, тем больше шансов, что ребенок вырастет в уверенного в себе взрослого.

    Как предотвратить проблему.

    *     Сделайте так, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, желанным, уважаемым.

    *     Бережно относитесь к идеям и высказываниям ребенка, даже если они очень робкие.

    *    Как можно чаще проговаривайте для ребенка его положительные, сильные черты, с тем чтобы у него все же формировался положительный образ себя.

    *     Поддерживайте и поощряйте инициативы ребенка, стремление сделать, решить что-то самостоятельно.

    Как справиться с проблемой, если она уже есть.

    *    Вмешиваться стоит только тогда, когда вы видите, что стеснительность приводит к серьезным проблемам: мешает заводить друзей, включаться в игры и занятия.

    *     Не «давите» на ребенка, не подчеркивайте его особенность, уважайте его потребность быть немного в стороне, но предлагайте такие задания, которые требовали бы включения в деятельность других детей.

    *     Начните вместе с ребенком играть или выполнять какое-то задание, а затем предложите другим детям присоединиться к вам. Когда дети разыграются, тихо удалитесь.

    *     Обязательно научите ребенка нужным

    словам – как предложить другому ребенку играть вместе.

    *    Каждый раз, когда стеснительный ребенок будет играть вместе с другими, отметьте это: «Как приятно видеть, что ты играешь вместе со всеми».

    *     Ограничьте время, которое ребенок может проводить в уединении, скажите, что другим тоже хочется посидеть в одиночестве.

    *     Не ждите скорых перемен.

Дата последнего обновления страницы 20.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения