Персональный сайт педагога-психолога

Качева Елена Александровна

педагог-психолог высшей квалификационной категории МБДОУ "Детский сад № 15"

г. Саров Нижегородской области

Методическая копилка

 

  • Игры, способствующие развитию доброжелательного микроклимата в группе

     

     

    Цель этих игр: Учить детей находить, показывать и, по возможности, произносить имена сверстников и сотрудников группы, воспитывать дружелюбие и желание играть друг с другом. Развивать общительность и хорошие взаимоотношения с окружающими людьми. Вызвать положительные эмоции.

    ПОКАЖИ, КОГО НАЗОВУ

    Ход: Дети сидят на ковре или просто играют. Воспитатель спрашивает у малыша: «Где Света? (Лиза, Илья и т.д.)». Ребенок указывает на того, кого назвали. Воспитатель просит малыша повторить: «Это Света. Скажи - Света». Игра повторяется.

    КТО ЭТО?

    Ход: Воспитатели просит ребенка назвать свое имя; сказать, как зовут того или иного малыша. Если ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему и просит малыша повторить. В ходе игры воспитатель обязательно сопровождает сою речь жестами, дотрагиваясь ладонью до того, чье имя нужно назвать.

    СДЕЛАЙ КАК Я

    Ход: Воспитатель говорит малышу: «Я взяла Никиту за руку. Сделай как я». Добивается, чтобы малыш повторил просьбу, делая акцент на то, что это Никита. Или: «Я обнимаю Лиану, она хорошая девочка. Сделай как я»; «Я дала машинку Алеше. Сделай как я» и т.п.

    ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ

    Оборудование: Игрушечный гномик или другая игрушка, мяч.

    Ход: Воспитатель говорит: «К нам в гости пришел гномик (дети его рассматривают). Давайте с ним познакомимся и назовем ему наши имена». Дети вместе с воспитателем садятся на ковер в кружок, гномик стоит в середине. Воспитатель катает мяч каждому ребенку и говорит, называя имя каждого, например: «Аня с нами в группе». Дети по-возможности повторяют.

    ПАРОВОЗИК

    Ход: Воспитатель предлагает детям покататься на поезде, говорит: «Паровозиком будет Илья, а мы все - вагончиками. Вагончики, вставайте за паровозиком». Дети встают друг за другом и передвигаются по группе, произнося имя мальчика, идущего впереди: «Илья, Илья, Илья…». Затем паровозиком назначается другой ребенок и игра повторяется.

    МЫ ХОРОШИЕ

    Ход: Дети сидят на ковре. Воспитатель говорит им, какие они хорошие и предлагает погладить себя. Дети гладят себе ручки, ножки, животик, щечки, произнося при этом: «Мы хорошие, мы хорошие…». Это упражнение можно использовать как релаксацию во время занятий или других видов деятельности.

    СНЕЖИНКИ

    Ход: Воспитатель предлагает детям превратиться в снежинки. «Снежинки» летают по группе. По сигналу воспитателя превращаются в большой ком - подбегают к воспитателю и тесно прижимаются к нему.

    ИГОЛОЧКА И НИТОЧКА

    Ход: Воспитатель говорит, что она будет иголочкой, а дети - ниточкой. Дети встают друг за другом за воспитателем и передвигаются по группе, повторяя все его движения, пока «ниточка» не запутывается в тесный клубок (дети тесно прижимаются к воспитателю).

     

  •   Консультация для педагогов на тему: «Педагогическое воздействие при детских конфликтах»

     

     

    Слово «конфликт» (от лат. confliktus) означает столкновение (сторон, мнений, сил). 
    Конфликт - наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия сторон.

    Конфликт - ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять

    позицию, несовместимую и противоположную по  отношению к интересам другой стороны.

    Конфликт – это вскрытие противоречий, столкновение интересов, потребностей и желаний.

    Детские конфликты – это очень распространенное явление в группе. Воспитатель ежедневно, по несколько раз в день сталкивается с конфликтами среди детей. Причинами конфликта может быть все, что угодно. Но чаще всего дети младшего возраста конфликтуют из-за игрушек, дети среднего возраста – из-за ролей, дети старшего возраста – из-за правил игры.

    Чтобы можно было избежать конфликтную ситуацию из-за игрушек или для ее разрешения необходимо научить ребенка:

    1. Правильно просить. Вместо того, чтобы кричать, драться, кусаться, подскажите ребенку, что можно просто подойти и, глядя в глаза, попросить: «Имя, можно я посмотрю твою игрушку (?)? Я буду очень-очень аккуратен и обязательно тебе все верну».

    2. Делиться игрушками

    Иногда конфликт рассасывается сам собой, если вы скажете одному из детей что-нибудь вроде: «Вот ты не даешь (имя) фломастеры, а он тебя так хочет с тобой играть. Дай ему порисовать фломастерами, он обязательно тебе их вернет и скажет «спасибо».

    3. Соблюдать очередность

    Если дети хотят кататься на качелях, объясните им, что одновременно все не могут кататься – нет места, качели не выдержат и т.д. Предложите установить:

    ·                     очередь.         Очередность учит детей терпению и компромиссам.

    ·                     новые роли.   Один качает, «он будет водителем», а другой качается, «он будет пассажиром». Потом можно поменяться ролями. Роли помогают развивать игру и стимулируют к сотрудничеству.

    Также очень важно объяснить детям, что есть:

    личные вещи, которые никому нельзя трогать без разрешения хозяина (шкафчик, вещи, игрушки, одежда, даже стульчик)

    общие вещи, которыми могут пользоваться все.  Объясните ребенку, что такое общие игрушки.

    В детском возрасте конфликтных ситуаций великое множество и во многих из них порой бывает трудно разобраться. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям жизни. Небольшие стычки и ссоры можно расценить как первые жизненные уроки взаимодействия. Взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо, чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты. Если вы видит, что ситуация выходит из-под контроля, то можно сказать детям Я-сообщение, например, «Мне не нравится, когда в группе поднимается такой крик».

    Задача взрослых состоит в том, чтобы научить детей некоторым правилам жизни среди других людей. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера.

    Способы разрешения конфликтной ситуации:

    1.     Конструктивные способы:

    -  Сотрудничество - поиск решения, удовлетворяющего всех участников конфликта.

    - Компромисс - поиск решений за счет взаимных уступок.

    2.     Деструктивные способы:

    - Приспособление - сглаживание разногласий за счет собственных интересов.

    - Уклонение - уход от ответственности за принятие решения.

    - Соревнование - стремление добиться своего в ущерб другому.

    Деятельность воспитателя при разрешении детских конфликтов должна быть планомерной и включать следующие последовательно выполняемые стадии:

    1.     Определение и оценка сущности конфликтной ситуации (Что произошло? – суть конфликта)

    2.     Оценка целей конфликтной ситуации (Что привело? Почему это произошло? – выяснить причины)

    3.     Обратить внимание на эмоциональное состояние детей, вступивших в конфликт, понять причины, урегулировать бурные реакции (Какие чувства вызвал конфликт у участников? – определить и назвать чувства)

    4.     Найти радикальные средства для устранения причин конфликтной ситуации (Как быть в этой ситуации? – найти решение)

    Давайте разберем эти стадии на конкретном примере Конфликтной ситуации:

    1 стадия:

    Воспитатель: Знаете ребята, я зашла сейчас на веранду и мне было очень неприятно увидеть там полный беспорядок: игрушки разбросаны, конструктор рассыпан и т.д. (Я-сообщение)

    Марина: Это все Сашка!

    Саша: Неправда, это ты!

    Марина: Нет, ты!

    Саша: Нет, ты!

    Воспитатель: Мне неприятна эта сцена (Я-сообщение). Марина, ты хочешь сказать, что после тебя на веранде остался порядок (активное слушание)

    2 стадия:

    Марина: Ну, не совсем порядок, но уж не такое, как после него.

    Саша: Вот именно, «не совсем порядок»!

    Воспитатель: Сейчас Саша, я послушаю и тебя. Значит, кое-что и ты не убрала (продолжение активного слушания)

    Марина: Ну, может быть, кое-что.

    3 стадия:

    Воспитатель (Саше): И тебе Саша, обидно, когда тебя одного во всем обвиняют. Значит я поняла так: каждый согласен, что он внес свой «вклад» в беспорядок. (воспитатель резюмирует).  Мне и всем детям неприятно заходить на такую веранду (Я - сообщение). Что же будем делать? (ключевой вопрос, когда все услышаны и страсти поутихли)

    4 стадия:

    Саша: Пусть каждый уберет свое (воспитатель выждала, пока поступит предложение)

    Воспитатель: То есть на каждую игрушку, деталь от конструктора прикрепим надпись : «Саша», «Марина» (чувство юмора обычно помогает разрядить обстановку)

    Саша: Ну уж не до такой степени!

    Марина: Я уберу игрушки, а он пусть соберет конструктор (еще одно предложение)

    Саша: Ладно согласен.

    Воспитатель: ну что ж, мне кажется, это решение всех устроит.

  • Тренинг для педагогов «Вербальное общение»

     

    Тренинг для педагогов «Вербальное общение».

    Игра “Поменяйтесь местами те, кто….”

    цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы.

    Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.

    Поменяйтесь местами те,кто:

    - сегодня в первую смену;

    - у кого первая буква имени Н;

    - сегодня во вторую;

    - в брюках;

    - в юбках;

    - у кого отчество Михайловна, Ивановна, Николаевна, Васильевна…

    Теоретическая часть: Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания.

    Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

    Общение — это не роскошь, а необходимость делового взаимодействия.

    Прошу вас послушать притчу:

    Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…

    Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

    - Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого,что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого,что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

    - Сядь на место, глупец! – отрезал Мастер.

    Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его.А затем с видом раскаяния сказал:

    - Прости меня… я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

    Ученик тут же успокоился.

    - Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился.

    Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.

    Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.

    Упражнение «Мои качества»

    Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое—мешает в деловом общении.

    Завершить представление нужно обобщением: «Мы увидели, одни и те же качества одним людям помогают в деловом общении, а другим мешают. Например, эмоциональность некоторым помогает, а некоторым мешает, уверенность в своей позиции также может иметь противоположный эффект» или «Мы увидели, что в нашей группе многим помогает умение слушать (в этот момент тренер должен взглянуть по очереди на тех, кто называл это свое качество, а мешает многим нетерпение (взгляд на соответствующих участников, невнимательность» (взгляд)

    Упражнение «Дар убеждения»

    Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.

    Делимся на 3 команды: по кругу – ниф, наф, нуф.

    1 группа – контролеры (у них билетики)

    2 группа – потерявшие билет в театр.

    3группа – эксперты.

    Потерявшие должны убедить контролера, чтобы его пропустили.

    Упражнение «Найди пару»

    С помощью открытых наводящих вопросов вы должны определить, какая табличка у вас на спине написана.

    Пары персонажей: Малыш и Карлсон, Курочка Ряба и Яйцо, Мальвина и Буратино, Красная шапочка и Серый волк, Руслан и Людмила, Лиса и Колобок, кошка и мышка.

    Упражнение «Рассказ по кругу»

    Цель. Развить умение непринуж денной передачи информации в рамках заданной темы.

    Выполнение

    Ведущий предлагает группе неза конченную ситуацию, связанную с обще нием. Участники по кругу продолжают рассказ. Минимальный вклад — одно предложение, максимум — одна ми нута рассказа. Ведущий отмечает, что в конце рассказ обязательно должен хорошо закончиться. «Была хорошая погода….»

    Анализ упражнения

    1. Насколько сложно было вам про должать заданную ситуацию?

    2. Нашли ли в рассказе отражение ваши реальные взаимоотношен

    Упражнение "Выход из контакта"

    Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете.

    Участники разбиваются на две группы.

    Время: 20 мин.

    Инструкция: «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с Вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что у Вас нет времени. Вы должны достойно выйти из контакта»

    Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает сначала каждый участник группы, а затем "знакомый".

    Упражнение «Вера Коркина»

    Цель:

    Заинтересовать слушателей в получении последующей информации о фильтрах слушания.

    Содержание:

    Для выполнения этого упражнения трех участников тренинга попросить выйти за дверь, одному добровольцу читают текст «Вера Коркина». Затем этот участник делится полученной информацией с одним из тех, кто стоит за дверью. Далее тот участник делится с другим человеком и т. д. Последний рассказывает, что он понял.

    Обсуждение:

    1. Как нужно было изменить инструкцию, чтобы лучше запомнить эту информацию?

    2. Что мешало слушать более внимательно?

    3. Какие моменты запомнились лучше и почему?

    У всех людей существуют фильтры слушания, которые искажают смысл услышанного.

    Текст к упражнению см. приложение

    Текст к упражнению «Вера Коркина»

    10 января 1996 года в детском саду № 15, который находится на перекрестке ул. Проф. Попова и Партизана Германа,произошло необычное событие: из канализационной трубы в помещение старшей группы вылез крокодил.

    Ваня Петров, увидев крокодила, взял мольберт и начал рисовать с натуры. Федя Иванов начал отбирать крокодила, пытаясь засунуть его в куртку Маши Селезневой. Папа Веры Коркиной, который пришел в это время за своей дочкой от 6-го брака, с перепугу забыл взять её домой и опоздал на собственный бракоразводный процесс, в результате чего его будущая 8- я жена оказалась без мужа, без прописки, а 7-я жена – без алиментов.

    На крик прибежали сотрудники ДОУ. Кто - то успел позвонить по телефону 911. Но когда приехала спасательная команда, дети сидели за столом и пили ароматный чай.

    Заключение.

     

  • Тренинг для педагогов «Невербальное общение»

     

    Тренинг для педагогов «Невербальное общение»

    Тренинг 2. Невербальное общение.

    Игра-активатор “Друг к дружке”

    Сейчас мы будем играть в одну очень интересную игру, во время которой все нужно делать очень-очень быстро.

    Выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.

    А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро “поздороваться” друг с другом.А когда я скажу: “Друг к дружке!”, вы должны будете поменять партнера.

    - Правая рука к правой руке!

    - Спина к спине!

    - Друг к дружке!

    - Бедро к бедру!

    - Пятка к пятке!

    - Друг к дружке!

    - Носок к носку!

    - Живот к животу!

    - Друг к дружке!

    - Бок к боку!

    - Колено к колену!

    - Друг к дружке!

    - Затылок к затылку!

    - Локоть к локтю!

    - Друг к дружке!

    - Кулак к кулаку!

    - Мизинец к мизинцу!

    Все. Спасибо. Садитесь!

    Упражнение «Сообщение»

    Участники разбиваются по парам. Каждый должен без слов, с помощью одних жестов сообщить своему партнеру какую-то информацию, которую тот должен понять и озвучить. Затем партнеры меняются ролями.

    - вызывают к заведующей

    - поменяться сменами

    - течет кран в туалете

    Упражнение «Говорящее тело»

    Участники сидят в кругу. Каждый из них получает написанное на листке бумаги задание (см. приложение) изобразить позу человека в какой-то ситуации. Задания не оглашаются для всех. Участники продумывают и показывают с помощью невербального поведения (без слов) обозначенною в задании позу тела, другие участники должны определить, что именно показывает участник.

    К упражнению «Говорящее тело»:

    - Изобразите позу человека, читающего увлекательный роман

    - Изобразите позу человека, читающего сложный учебник

    - Изобразите позу человека, читающего юмористический журнал

    - Изобразите позу человека, пишущего письмо другу

    - Изобразите позу человека, ждущего вызова в кабинет стоматолога

    - Изобразите позу человека, сдающего государственный экзамен в ВУЗе

    - Изобразите позу человека, стоящего долгое время в очереди

    - Изобразите позу человека, выигравшего в лотерею

    Упражнение «Испорченный телефон»

    Цель: совершенствование навыков невербальной коммуникации; общение без помощи слов; способности понимать партнера на невербальном уровне.

    Выбирается пять человек, четверо из них выходят из комнаты.Пятому дается текст: «У отца было три сына. Старший умный был детина, средний был ну так себе, младший сын был не в себе». Он должен без слов показать этот текст четвертому человеку, тот третьему, тот второму, и затем первому. Для лучшего запоминания первый человек может проговорить текст несколько раз. Потом, начиная с самого последнего человека, ведущий расспрашивает, о чем был текст истории. Можно просить повторить текст, если тот, кому он передается, не понимает его.

    Упражнение «Фигуры»

    У одного игрока рисунок с геометрическими фигурами (примерно 6-8 фигур: овал, ромб, трапеция, квадрат, треугольник, нарисованными на нелинованном листке). Игрок, не показывая своего рисунка, должен объяснить всем, где что нарисовано, чтобы каждый на своем листке нарисовал то же самое. Затем сравниваются рисунки. По окончании объясняющему надо поделиться своими впечатлениями о том, что происходило. Сложно ли было объяснять только с помощью речи? НЕ было ли желания использовать мимику и жесты?

    Упражнение «Картина»

    Группа выстраивается в линию. Первый игрок приглашается к стене (столу, где прикреплен лист бумаги. Рядом фломастеры. Ему предстоит начать рисовать картину. Ведущий сообщает, какой предмет необходимо изобразить (остальные не слышат задания, далее первый рисует один из элементов.

    Приглашается второй игрок. Первый объясняет мимикой и жестами, что необходимо изобразить и встает в другую линию. И т. д., пока все не примут участия в рисовании картины.

    Задание: Вам необходимо изобразить ёжика, который несёт на спине яблоко и два грибочка.

    Сложно ли было объяснять только с помощью мимики и жестов? НЕ было ли желания использовать еще и речь?

    Упражнение «Идеальное общение - кто вы?»

    Участники садятся в круг.

    Инструкция: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано «слон», знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано «слон».

    Тренер раздает карточки (если в группе нечетное количество участников, тренер тоже принимает участие в упражнении).

    «Прочтите, пожалуйста, что написано на вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого — найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча. Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим, что у нас получилось».

    После того как все участники группы нашли свою пару, тренерспрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?»

    Это упражнение обычно проходит очень весело, в результате у участников группы повышается настроение, снижается усталость. Оно способствует дальнейшему раскрепощению участников.

    Домашнее задание: подумать о трудностях в общении с родителями (моменты)

    Заключение.

     

  • Семинар-практикум «Как сплотить детский коллектив»

     

    Семинар-практикум «Как сплотить детский коллектив»

    Взаимоотношения между старшими дошкольниками являются очень устойчивой системой, в которой все дети имеют свою роль. То, какое место займет в этой системе ребенок, зависит от качеств личности малыша, а также того, как развито общение в самой группе.

    Дети к этому возрасту не просто приобретают определенные особенности в поведении, но и каждый из них приобретает свои индивидуальные способы построения взаимоотношений со сверстниками. Это особенно яркая сторона жизни ребенка, в которой он раскрывает наиболее полно свою личность. Конечно, часто бывает так, что отношения у дошкольника со сверстниками складываются далеко не гармонично.

    Дети часто участвуют в множестве конфликтов, что является проявлением внутреннего искажения в формировании межличностных отношений. Мы считаем, что психологической причиной для развития индивидуальных способов построения взаимоотношений со сверстниками является отличие детей в том, как они осуществляют предметную деятельность и какие у них личностные качества. Обычно в результате разногласий между ребятами рождаются тяжелые эмоции, такие как обида, озлобленность или даже страх.

    Особенно это остро проявляется в тех случаях, когда на первый план выступает предметное начало, то есть дети воспринимают других детей лишь как конкурентов, которых нужно победить для того, чтобы добиться должного к себе отношения и чувствовать себя уверенно. Часто такие ожидания остаются не оправданными, что приводит к разрушающим личность чувствам.

    В результате даже во взрослом возрасте человек может испытывать серьезные проблемы с самим собой и с окружающими людьми. Перед педагогом и родителями лежит важная задача – как можно раньше заметить опасные тенденции в поведении ребенка и помочь их преодолеть на ранних стадиях.

    В группах детскогосада можно выделить следующие разновидности межличностных взаимоотношений:

    1. Функционально-ролевые. Эти отношения формируются в процессе таких видов деятельности, как трудовая деятельность, учебная деятельность или совместная ролевая игра. Благодаря таким видам деятельности, дошкольник начинает развивать привычку применять нормы поведения в коллективе под надежным присмотром взрослого воспитателя.

    2. Эмоционально-оценочные. Это такой вид отношений, которые характеризуются тем, что человек начинает исправлять неправильное, по его мнению, поведение другого человека, особенно когда оно противоречит принятым в обществе нормам поведения. Обычно этот вид отношений формируется под воздействием эмоциональных связей, возникающих между людьми – их симпатии или антипатии, а также дружеские отношения. Эмоционально-оценочные отношения начинают формироваться очень рано, на что влияет то, как оценивает других взрослый, с которым ребенок часто взаимодействует.

    3. Личностно-смысловые. Эти отношения внутри группы в детском саду, которые проявляются в том, что мотивы одного воспитанника становятся наделенными личностным смыслом для других детей. Сверстники начинают переживать друг за друга, мотивы такого человека для них становятся и их мотивами, что выражается в их действиях.

    Рассмотрим, каковы существуют признаки межличностных взаимоотношений, возникающих у старших дошкольников.

    Главной задачей коллективной деятельности в дошкольный период является развитие таких моделей взаимоотношений, которые нужно будет применять в последующем в жизни. Это позволит детям социально зреть и раскрывать свой потенциал в плане нравственности и интеллекта.

    Признаки межличностного общения детей

    Получается,что для дошкольников в их межличностных отношениях существуют следующие признаки:

    1. У детей развиваются нормы и стереотипы, которые влияют на возникающие межличностные отношения.

    2. Для начала отношений инициативу проявляется взрослый.

    3. Контакты возникают ненадолго.

    4. Дети стараются заводить отношения с теми, кто младше, при этом своими действиями показывают, что подражают тому, кто постарше. Стараются подражать тем, кто близок для них.

    Особенностью межличностных отношений в дошкольный период является то, что они пытаются максимально походить на взрослых людей

    Ход мероприятия:

    «Здравствуйте!» по очереди

    Цель: разогрев группы, снижение напряженности, рефлексия собственного эмоционального состояния, настрой на работу.

    Ход игры: взрослый говорит, что сейчас он будет здороваться, но не со всеми сразу, а по очереди. Те, с кем он поздоровается,должны встать и сказать: «Здравствуйте». Далее игра проходит в два этапа.

    На первом этапе взрослый предлагает детям осознать свои эмоциональные состояния: «Те, кто сейчас в хорошем настроении, здравствуйте!», «Те, кто сегодня не выспался, здравствуйте!», «Те, кому грустно, здравствуйте!».

    На втором этапе настраиваем детей на выполнение различных видов деятельности: «Те, кто любит рисовать, здравствуйте!», «Те, кто хочет заниматься, здравствуйте!», «Те, кто хочет стать умным (уверенным, здравствуйте!»

    «Приветствие с колокольчиком»

    Цель: приветствие, настрой детей на доброжелательный лад.

    Ход игры: дети стоят в кругу, Взрослый подходит к одному из них,звонит в колокольчик и говорит: «Здравствуй, Ваня, мой дружок!». После Ваня берет колокольчик и идет приветствовать другого ребенка. Колокольчик должен поприветствовать каждого ребенка.

    «Путаница»

    Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

    Ход игры: «Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные должны встать в круг и взяться за руки. После того как образуется плотное кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу». Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы «запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

    «Ветер дует на…»

    Цель: знакомство, разогрев, сплочение группы.

    Ход игры: со словами «Ветер дует на.» ведущий начинает игру.Вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы», все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому.

    «Поменяйтесь местами»

    Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания и мыслительных процессов.

    Ход игры: участники садятся в круг, в центре которого стоит психолог. Ведущий предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, «Пересядьте все те, у кого карие глаза (любит убирать игрушки, кататься с горки и т. п.)» и все, у кого карие глаза, должны поменяться местами». При этом ведущий тоже принимает участие в игре и должен успеть занять освободившееся место, оставшийся без места, продолжает игру.По окончании игры можно спросить: «Как вы себя чувствуете?»

    Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

    «Встаньте те, у кого…»

    Цель: разогрев группы, снижение напряженности, активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.

    Ход игры: дети сидят на стульях.Ведущий говорит: «Встаньте те,у кого: светлые волосы; в одежде есть синий цвет и т. д.

    Вариант: «Похлопайте в ладоши те, кто сегодня грустный (любит смотреть мультики и т. п.)». Затем делают вывод, что у всех есть много общего.

    «Разговор через стекло»

    Цель: обучение использованию мимики и жестов в общении.

    Ход игры: дети делятся на пары.Педагог дает задание: представьте себе, что один из вас зашел в магазин, а другой остался на улице, но забыл сказать товарищу, что необходимо купить в магазине. Попробуйте с помощью жестов договориться о покупке. Голос использовать нельзя, потому что в магазине очень толстое стекло и через него ничего не слышно.

    Примечание: начинать игру стоит с работы одной пары, остальные дети наблюдают. Затем следует обсудить, правильно ли играющие поняли друг друга и что им помогло догадаться.

    «Лицом к лицу»

    Цель: создание положительного эмоционального фона, активизация детей, развитие внимания.

    Ход игры: каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например, «рука к носу», «спина к спине», «голова к колену» и т. д. Участники должны следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к человеку», каждый должен найти себе другую пару. Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

    «Прикосновение тела»

    Цель: активизация и сплочение группы, развитие тактильного внимания.

    Ход игры: объясните участникам, что вы дотронетесь до кого-нибудь. Потом они должны, используя только ту часть тела, до которой дотронулись вы, дотронуться до кого-то другого. Продолжайте игру, пока все участники не будут задействованы. Это упражнение заставляет тесно взаимодействовать друг с другом.

    «Такси»

    Цель: активизация группы, деление группы на подгруппы, закрепление количества.

    Ход игры: выбирается 1-2 участника, которые будут выполнять роль таксистов. Их задача – двигаться по помещению, останавливаясь по команде ведущего. Предложите остальным участникам представить, что они садятся в такси. В такси может поместиться только определенное число участников, например, 2, 3 или 4. Когда такси останавливается, участники должны бежать «занимать места в такси».

    Это полезное упражнение, если нужно объединить участников в группы с определенным числом членов в случайном порядке.

    «Пресс-конференция»

    Цель: развивать навыки эффективного общения;

    Ход игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но хорошо известная тема, например, «Мой режим дня», «Мой домашний любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.

    Один из участников пресс-конференции – «гость», садится в центре зала и отвечает на любые вопросы участников.

    Примерные вопросы к теме «Мои друзья»:

    1. Много ли у тебя друзей?

    2. С кем тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками?

    3. За что любят тебя друзья, как тебе кажется?

    4. Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше?

    5. Как нельзя поступать с друзьями? и т. д.

    «Мои хорошие качества»

    Цель: учить преодолевать застенчивость; помогать осознавать свои положительные качества; повышать самооценку.

    Ход игры: каждый ребенок в течение нескольких минут должен вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди рассказывают о себе (дать возможность высказаться всем желающим и не заставлять, если кто-то отказывается.)

    «Я лучше всех умею…»

    Цель: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности, повышать самооценку.

    Ход игры: дети садятся в круг. Ведущий дает задание вспомнить, что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь, танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение). Затем дети по очереди показывают это действие жестами.

    «Волна»

    Цель: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.

    Ход игры: детям предлагается изобразить море, которое, в зависимости от погоды может быть самым разным.

    Ведущий дает команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!» дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу волны, а дети приседают и с интервалом 1-2 секунды встают, не отпуская рук.

    Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать о художниках, показать репродукции картин Айвазовского).

    «Передай по кругу»

    Цель: способствовать формированию дружного коллектива; учить действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.

    Ход игры: дети садятся в круг.Педагог передает по кругу воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку. Предмет должен пройти весь круг и вернуться к водящему, не изменившись (картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться, лягушка – ускакать).

    «Тень»

    Цель: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление межличностных контактов.

    Ход игры: один участник становится путником, остальные его тенью. Путник идет через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень старается точь-в-точь скопировать движения путника.Желательно чтобы путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал через лужи, смотрел вдаль из-под руки, балансировал по мостику и т. д.

    «Броуновское движение»

    Цель: способствовать сплоченности коллектива; учить работать в группе, общаться со сверстниками, принимать совместно решения.

    Ход игры: участники свободно двигаются по помещению. По сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

    «Слушаем тишину»

    Цель: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания; учить управлять своим эмоциональным состоянием.

    Ход игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

    Игровое упражнение «Моечная машина»

    Ход: Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».

    Игровое упражнение - рефлексия "Чемодан, корзина, мясорубка"

    Цель: наладить обратную связь, рефлексия впечатлений участников.

    Предлагается три больших листа (см. приложение 6, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. На стикере, который приклеивался затем к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии, готов забирать с собой и использовать в своей деятельности. То, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т. е. прикрепить ко второму плакату. Что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" наклеивалось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.

    Завершение

    Участники берут в руки по очереди клубок и завершают выражение «Сегодня я открыла для себя…» кидают клубок друг другу.

     

  • Клубный час "Мы разные, мы равные"

     

  • Семинар-практикум «Взаимодействие воспитателя с родителями трудных детей»

     

    Цель: повышение коммуникативной компетентности воспитателей во взаимодействии с родителями трудных детей.

    Задачи:

    • Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.

    • Обучение практическим приёмам и техникам при общении с родителями.

    Ход практикума.

    Работа с притчей «Страшный сон»

    Инструкция: предложите педагогам прослушать и обсудить притчу.

    Притча «Страшный сон».

    Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».

    Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя снов, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживёшь всех своих родных».

    Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознаграждён?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».

    Вопросы для обсуждения:

    • Какое отношение, на ваш взгляд, имеет эта притча к теме нашего семинара-практикума?

    • В чем, на ваш взгляд, разница в толковании первого и второго мудрецов?

    • Исходя из вашего опыта, скажите, как чаще всего вы представляете родителям информацию о проблемном поведении их ребенка – как первый или как второй толкователь?

    • Будет ли меньше конфликтов, если сообщать родителям негативную информацию о ребенке, используя способ второго толкователя? Почему?

    Упражнение «Образ отношений с родителями»

    Цель: провести рефлексию сильных и слабых сторон педагогов в общении с родителями, проанализировать актуальные проблемы взаимодействия. Раздайте педагогам чистые листы бумаги и карандаши.

    Педагог-психолог: Пусть каждый из вас нарисует на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде геометрических фигур. Обратите внимание, что упражнение конфиденциальное! При его выполнении желательно ничего не комментировать и не задавать вопросов.

    По завершении работы задайте вопросы, которые педагоги должны проанализировать самостоятельно. После каждого вопроса дайте время, чтобы участники тренинга могли обдумать ответ. Затем обсудите варианты ответов.

    Вопросы к упражнению:

    • Посмотрите на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных? Кто выше, а кто ниже? Какой вы вкладываете личный смысл в понятия «выше» и «ниже»?

    • Кто расположен в центре, в окружении других геометрических фигур? Почему?

    • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?

    • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, которые изображают родителей?

    • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей? Почему?

    • Присутствуют ли острые углы в изображенных фигурах? Почему? Какой смысл вы вкладываете в понятие «острые углы»?

    • Какие свои сильные качества во взаимодействии с родителями вы могли бы выделить? Постарайтесь найти не менее трех личностных качеств.

    • Представьте свои идеальные взаимоотношения с родителями. Какие изменения вы внесли бы в рисунок?

    После того как участники ответят на последний вопрос, предложите педагогам поделиться своими мыслями, чувствами по содержанию упражнения.

    Упражнение "Три я"

    Слово ведущего: "Согласно утверждениям психологов, в каждом человеке "живут" три "Я" – Родитель, Взрослый, Ребенок (Дитя). Надо научиться узнавать их голоса, чтобы понять, почему мы так по-разному ведем себя с другими людьми, и почему они по-разному ведут себя с нами. Эрик Бёрн считал, что в каждый момент общения с собой или окружающими мы находимся в одном из этих состояний: объективно оцениваем обстановку и принимаем решения – как Взрослый; требуем или заботимся – как Родитель; фантазируем, капризничаем или слушаемся – как Ребенок. Моменты нашего общения с другими Бёрн назвал "трансакциями". Слово "трансакция" буквально означает "сделка". И если понимать общение как сделку, которая должна привести к положительному результату, становится ясно, почему этот результат не всегда так хорош, как хотелось бы. Просто Взрослый хотел серьезно и вдумчиво обсудить проблему с другим Взрослым, но на его месте неожиданно обнаружил раздраженного Родителя или обиженного Ребенка, и они не смогли договориться. Также несостоятельными могут быть сделки между другими эго-состояниями партнеров. Три состояния нашего "Я" – это не роли, которые мы играем. Родителем, Взрослым или Ребенком мы становимся, часто не отдавая себе в этом отчета, почти автоматически. В межличностном контакте человеку свойственно занимать одну из трех названных позиций, что определяется особенностями характера. Педагогу, вступающему в контакт с родителем, а особенно с "трудным", на его взгляд, важно найти правильную позицию. В общении могут использоваться все три позиции, в зависимости от ситуации".

    Тест на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности.

    Инструкция. Оцените каждое из предложенных утверждений в баллах – от 0 до 10, где 0 – полное несогласие, а 10 – полное согласие.

    1. Мне порой не хватает выдержки.

    2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

    3. Родители, как зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

    4. Я иногда преувеличиваю свою роль в некоторых событиях.

    5. Меня провести нелегко.

    6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

    7. Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

    8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

    9. Каждый должен выполнять свой долг.

    10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

    11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

    12. Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить.

    13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

    14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

    15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

    16. Я – увлекающийся человек.

    17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

    18. Мои взгляды непоколебимы.

    19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

    20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

    21. Люди должны соблюдать все правила, независимо от обстоятельств.

    Оценка результата:

    Дитя (Д): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19

    Взрослый (В): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20

    Родитель (Р): 3, 6, 9, 12, 15, 18, 21

    Интерпретация

    1. Позиция "Я" в роли "ребенка" (Д) – чувствительность, ранимость, зависимость, подчиненность, безответственность, высокая эмоциональность, но также свобода и спонтанность.

    Позиция "Я" в роли "родителя" (Р) – стремление руководить, подчинять, брать ответственность на себя, авторитаризм.

    Позиция "Я" в роли "взрослого" (В) – сдержанность, понимание интересов другого и гибкое распределение ответственности между собой и партнером по общению, пониженная эмоциональность, возможность ответить на вопрос: "Что происходит?".

    2. Следует обратить внимание на соотношение эго-состояний:

    • ВДР – развито чувство ответственности, характерно для педагогов.

    • ДРВ – в личности преобладают инфантильные качества, такой человек может быть лишен рассудительности, чувства ответственности (либо напротив – гиперответственный, этических норм.

    • РДВ (РВД) – человек склонен к критиканству, стереотипности мышления, излишнему консерватизму, а также, возможно, гиперопеке над окружающими.

    Бланк ответа к тесту на соотношение Родителя, Взрослого и Ребенка в структуре личности

    1. 2. 3.

    4. 5. 6.

    7. 8. 9.

    10. 11. 12.

    13. 14. 15.

    16. 17. 18.

    19. 20. 21.

    Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка.

    Рекомендации педагогам:

    1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество

    Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создаёт в моей работе как педагога», «Какую сложность создаёт для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у вас одна – развивать ребенка.

    2. Применяйте специальные техники общения:

    • Техника «От негатива к позитиву»

    По этой технике сообщить родителям информацию о ребенке нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. Акцент нужно делать на достижения ребёнка, даже если они незначительные.

    Давайте попробуем, разделимся на три группы. У каждой группы будет своя ситуация, о которой они должны сообщить родителю с применением техники «от негатива к позитиву». Воспитателям предлагается три ситуации, когда они в негативной форме сообщают родителям о поведении ребенка. Воспитатели должны негативную форму сообщения перевести в позитивную форму.

    Негативная форма Позитивная форма (примеры)

    Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми. Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми.

    Ваш ребёнок гиперактивный, неусидчивый, непослушный Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы доделать работу до конца и получить удовлетворенное состояние.

    У Вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают! Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с огорчениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать.

    • Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»

    В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

    Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

    Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это позволит ей быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень добрая. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

    • Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

    Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз: «Не смогли бы Вы…», «Я прошу…». Также следует проявить внимание, поинтересоаться мнением родителей:

    - «Вы не замечали, что в последнее время…»

    - «Как Вы думаете с чем это может быть связано?».

    В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:

    - «Вы знаете меня очень тревожит, что…»

    - «Я начинаю беспокоиться…»

    - «Мне бы хотелось разобраться…»

    Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнёт общность интересов.

    Например, скажите:

    - «Давайте вместе попробуем поступить…»

    - «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»

    - «Мы с Вами могли бы помочь Саше в …»

    • Техника «Речевой стиль «адвокат»».

    Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям. Примеры фраз речевого стиля:

    - «Какой бы серьёзной ни была ситуация, мы попытаемся найти из неё выход, и я протягиваю Вам руку помощи»

    - «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»

    - «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»

    - «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни»

     

  • Тренинг «Воспитатель в общении с родителями»

     

    Тренинг «Воспитатель в общении с родителями»

    Упражнение «Салфетка»

    Каждый участник берет столько салфеток, сколько захочет. Потом он делает столько комплиментов любому участнику тренинга, сколько у него салфеток, при этом отдает свои салфетки, кому сделан комплимент.

    Домашнее задание

    Каждый воспитатель высказывает свои трудности при общении с родителями.

    Теоретическое вступление «Основы построения беседы с «трудным» родителем». (5 мин) - Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями. - Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются). «Трудные» родители: •Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!». Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Начинающему, неопытному специалисту трудно сохранить свою самостоятельность и избежать «подыгрывания» такому родителю, который подавляет и манипулирует, играя на сочувствии и неуверенности, и конструктивный разговор становится невозможным. Основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (н/р, отставание по программе, плохое поведение). На первой фазе общения с такими родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т. е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность. В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами.

    Мозговой штурм

    Составляем список качеств, важных для эффективного общения с родителями.

    Упражнение «Поймите меня правильно»

    Цель: отработать технику постановки вопросов в стиле «адвокат».

    Содержание: перед началом упражнения тренер сообщает, что сейчас участники попробуют использовать стиль «адвокат» на практике. Для этого одна половина группы будет играть роль родителей, а другая половина — воспитателей детских садов. Группа станет разыгрывать различные ситуации. Родитель придет к воспитателю со своей проблемой, а воспитатель попытается выяснить, что же происходит. Далее тренер разбирает одну-две ситуации вместе с группой. Например, родитель приходит к воспитателю и жалуется: «Мой ребенок плохо себя ведет и не имеет в группе друзей, поэтому он не хочет ходить в садик». В ответ на это воспитатель может сказать: «Я считаю, что он плохо себя ведет по другой причине. Вы спрашивали его, как он ведет себя на занятиях?» — это будет стиль «прокурор», который не способствует дальнейшему взаимопониманию между воспитателем и родителем. Придерживаясь стиля «адвокат», можно ответить: «Я тоже считаю, что ваш ребенок может вести себя лучше. Спасибо, что вы пришли с этой проблемой. Как вы думаете, это единственная причина, по которой он не хочет ходить в садик? С кем бы из ребят он бы хотел дружить? и т. д.».

    Позиция «адвокат» 1. Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я протягиваю вам руку помощи. 2. Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это все же есть какие-то причины. Для меня важно не выявление этих причин (кто прав, кто виноват – решать не мне, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни.

    Позиция «прокурор» 1. В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в ответе. 2. Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу вам помочь.

    После этого участники делятся на две равные подгруппы. Каждый участник первой подгруппы (родитель) получает карточку с кратким описанием какой-либо ситуации, после ознакомления, с которой все участники начинают свободно перемещаться по аудитории. Время от времени участник первой подгруппы останавливается перед любым участником второй подгруппы (учителем или воспитателем) и рассказывает ему свою ситуацию, в ответ участник второй подгруппы задает ему вопрос, стараясь использовать стиль «адвокат». После этого происходит смена партнеров в паре. На поставленный вопрос можно не отвечать. Затем игра приостанавливается для того, чтобы тренер раздал карточки с ситуациями участникам второй подгруппы, и все начинается сначала. Перечень различных ситуаций представлен после упражнения.

    ОБРАЗЦЫ СИТУАЦИЙ К УПРАЖНЕНИЮ «ПОЙМИТЕ МЕНЯ ПРАВИЛЬНО» Медицинская сестра вчера сделала укол моему ребенку, после этого он отказывается идти в детский сад, я хочу пожаловаться заведующей. ---

    Моя дочка не слушается меня дома, но слушается мужа, который считает, что я ее балую. Я с ним не согласна. Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать. ---

    Я хотела бы, чтобы моя дочка стала балериной, но пока она немного полновата, не могли бы вы давать ей на обед только первое? ---

    Мой ребенок постоянно мне грубит, я с ним не справляюсь. Может быть, мне его припугнуть? --- ---

    Мой ребенок не любит посещать детский сад, потому что ему не нравится, как здесь кормят. ---

    Мой сын, ему уже 3 года, сказал, что вы, Мария Ивановна, ударили его во время тихого часа тряпкой по шее.

    Обсуждение: в процессе обсуждения тренер предлагает участникам ответить на следующие вопросы: удалось ли использовать стиль «адвокат»? какие трудности возникли при выполнении данного упражнения? сколько времени уходило на то, чтобы сформулировать вопрос? Методические рекомендации: при выполнении упражнения некоторые слушатели замечают, что иногда бывает легче ответить собе- седнику в повествовательной форме, чем сформулировать вопрос. На практике педагоги могут применять эти два стиля в обеих формах (в вопросительной и утвердительной). На тренинге мы предлагаем отработать технику постановки вопросов, так как обычно это вызывает больше затруднений.

    Теоретическое отступление техника "Я-высказывание" - с одной стороны очень простая, а с другой - не так часто используемая в речи конструкция. Почему? Возможно, в силу того, что про эту технику не все знают. Разберемся, что к чему.

    "Я- высказывание" передает другому человеку ваше безоценочное отношение к определенному предмету, событию, ситуации.

    Алгоритм "я-высказывания"

    1. Объективно описать события, ситуацию без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что.», «Когда это происходит.»).

    2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую.», «Я огорчаюсь.», «Я не знаю, как реагировать.»).

    3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои по желания («Потому что я не люблю…», «Мне бы хотелось.»).

    4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так.», «В следующий раз сделай.»)

    5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

    Формула

    Ситуация + Я - чувство + Объяснение

    Сейчас мы с вами разберем на примере:

    «Ты - высказывание» / «Я - высказывание»

    Ты никогда меня не слушаешь! / Когда я вижу, что ты не слушаешь меня, мне неприятно, ведь я говорю достаточно важные вещи. Пожалуйста, будь внимательнее к тому, что я говорю.

    Образцы «Ты высказываний»: превратите их в я высказывания

    Ваш ребенок плохо себя ведет –

    Ваш ребенок не спит в тихий час –

    Вы все время опаздываете на зарядку –

    Ваш ребенок кусается –

    Ваш ребенок не усваивает программу –

    Заключение.

     

  • Тренинг общения для детей 5–6 лет

     

    Тренинг общения для детей 5–6 лет

    Игра «Все у кого»

    Цель игры: формирование чувства общности у детей, формирование доброжелательного отношения друг к другу.

    Дети садятся в круг на стульчики и по очереди предлагают выполнить какое-либо действие тем детям, у которых есть что-то общее. Если дети еще не знакомы с игрой, психолог первые несколько раз сам выступает в роли ведущего и дает детям задания.

    Примеры:

    Пускай постоят на правой ноге все, у кого сегодня хорошее настроение.

    Пусть похлопают в ладоши все, у кого серые глаза.

    Пусть коснуться кончика носа все, у кого есть что-то розовое в одежде.

    Пусть погладят себя по голове все, кто съел весь завтрак.

    Пусть улыбнуться все, у кого есть собака.

    Пусть скажут «гав» все, кто живет выше пятого этажа.

    В конце игры делается вывод о том, что у ребят много общего - такого, о чем они не знали раньше.

    Игра «Потерялся ребенок».

    Цель игры: формирование интереса к окружающим.

    Дети садятся в круг. Психолог рассказывает им, что в группе потерялся ребенок и его надо найти (например, потерялся мальчик со светлыми волосами в желтой футболке). Затем психолог бросает мяч кому-то из детей, и тот должен угадать, кто из присутствующих детей "потерялся" и бросить мяч обратно. Как вариант дети сами могут загадывать того, кто потерялся.

    Игра «Царевна Несмеяна».

    Цель игры: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.

    Дети делятся на две команды. Первая команда – это Царевна Несмеяна и ее подданные. Они очень грустные никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Во второй команде – веселые ребята из детского сада. Они должны рассмешить первую команду. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам первой команды. Перед игрой можно обсудить с детьми, как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.

    Игра «Походки»

    Цель игры: развитие невербального общения.

    Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных, например, походить как клоун в цирке, как лев, как котенок и т. д.

    Затем вы можете предложить ребенку загадать какого-либо животного и походить его походкой, а вы по походке постараетесь угадать, кого ребенок хотел изобразить.

    Игра «Колпак мой треугольный»

    Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с меня, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.

    Игра «Назови ласковым именем».

    Цель: формирование у детей доброжелательного отношения друг к другу. Может быть использована в работе с тревожными, застенчивыми детьми. Дети садятся в круг. В центр выходит один ребенок - ведущий. Все остальные по очереди называют ласковые варианты его имени (или называют ласковым словом: котик, принцесса и т. п. или делают комплимент). Затем ведущий выбирает, какой ласковый вариант своего имени ему больше всего понравился.

    Желательно, чтобы каждый из детей побывал в роли ведущего.

    Игра «Пожелание друг другу»

    Цель: рефлексия.

    По кругу, передавая мяч, каждый участник высказывается, что понравилось на занятии или свои пожелания кому-либо из участников.

     

Дата последнего обновления страницы 20.11.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения